Новости экономики

В РФ готовы пожертвовать рублем, чтобы вывести из комы экономику, – СМИ

Застойную депрессию российской экономики, которая не реагирует на указы президента и пока не продемонстрировала даже намека на предписанный ей «рывок», попробуют пролечить с помощью «докторов» из ЦБ.

Банк России продолжит смягчение денежно-кредитной политики на фоне замедления инфляции, сжатия потребительского спроса и угрозы провалить прогноз по экономическому росту в первый же год «прорыва». 

На заседании в пятницу ЦБ снова снизит ключевую ставку, единодушны все эксперты, опрошенные ТАСС и Reuters. Три четверти из них прогнозируют снижение на 0,25 п.п., остальные – на 0,5 п.п. (до 6.5% годовых).

Мнение меньшинства, впрочем, разделяет рынок: первое за полтора года снижение ставки на полпроцента «почти полностью заложено» в котировки процентных деривативов и гособлигаций, указывает портфельный управляющий по EMEA казначейства Европейского банка реконструкции и развития Андрей Дабижа.

Решение по ставке пришло к ЦБ из Кремля: «невнятные» темпы экономического роста, очевидно, привлекли внимание президента, который 25 сентября неожиданно заявил, что «параметры экономики подкрутил» центробанк, и из-за этого инфляция ушла ниже целевых показателей, напоминает аналитик Росбанка Евгений Кошелев.

Намек сработал быстро: спустя две недели Эльвира Набиуллина анонсировала внеплановый пересмотр макропрогноза, а 18 октября предупредила что ключевая ставка «может быть не просто понижена».

«Мы можем действовать более решительно», – заявила она.

В аппаратном споре с главой МЭР Максимом Орешкиным Набиуллина проиграла: ее прогнозы по инфляции не сбылись. Вместо 4-4,5% на конец года индекс потребительских цен замедлился до 3,8% уже в октябре, а в начале 2020-го может оказаться ниже 2,5%, прогнозирует экономист Nordea Татьяна Евдокимова.

Но там, где нет инфляции, не оказалось и экономического роста. По итогам первого полугодия ВВП замедлился втрое, прибавив лишь 0,7%, а в третеьм квартале к ускорению пришлось привлекать «магию статистики»: Росстат досчитал россиянам 140 млрд рублей «серых зарплат», а бизнесу – 1,6 триллиона «скрытых» инвестиций и получил стабильные 3% роста доходов и промышленности.

Но к осени и этот ресурс оказался исчерпан: в сентябре по сравнению с августом сократилось производство (на 0,1%), строительство (на 0,2%) и грузооборот (на 1,1%), указывают аналитики ЦМИ Сбербанка.

Это, очевидно, не вписывается в план, который предписывает ВВП расти на 2% в следующем году и на 3% ежегодно, начиная с 2022-го. В этом смысле ставка ЦБ рассматривается как способ получить искомый рост, отмечает начальник операций на фондовом рынке «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

ЦБ может пойти на снижение до 6,25% к декабрю и 5,5% в следующем году, прогнозирует стратег ITI Capital Искандер Луцко. В результате кредиты для бизнеса могут подешеветь до 8% годовых, а в реальном выражении (с учетом инфляции) – минимума с 2012 года, говорит Евдокимва

Но в жертву придется принести рубль, для которого высокая доходность была «спасательным кругом» и магнитом, притягивавшим спекулятивный капитал.

В результате смягчения ЦБ разница рублевой ставкой и долларовой ставкой ФРС достигнет минимальных за всю историю значений, указывает аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Это «чревато усилением оттока капитала и снижением запаса прочности в случае реализации каких-то внешних рисков», предупреждает он. Риски замкнуты в давно известную цепь: существенное ухудшения настроений на глобальных площадках, синхронное давление на валюты развивающихся стран и нефтяные котировки, ослабление рубля и раскрутка инфляции, перечисляет Евдокимова.

К немедленному падению рубля агрессивное смягчение ЦБ не приведет: оно подогреет ралли на рынке госдолга, которое удержит рубль стабильным до следующего лета – тогда инфляция начнет ускоряться из-за эффекта низкой базы, а рубль вновь встанет на рельсы обесценения, который продолжится и после конца 2020 года, прогнозирует Кошелев.

innika