Новости экономики

Пенсионная реформа: Топ-5 скрытых угроз, – Владимир Пилипенко

Украинские реформаторы так умело прописывают «нужные» для них нормы в законопроекте, что обычному человеку очень сложно догадаться, что же кроется за сложными бюрократическими формулировками. А там пенсионеров ждут серьезные «сюрпризы».

Об этом пишет представитель Украины в Венецианской комиссии Владимир Пилипенко

По пенсионной реформе, предложенной правительством, разгорелась нешуточная дискуссия. Большинство экспертов сходятся во мнении, что в ней есть немало скрытых течений. Самое интересное, что наши реформаторы так умело прописывают «нужные» для них нормы в законопроекте, что обычному человеку очень сложно догадаться, что же кроется за сложными бюрократическими формулировками. А там, поверьте, вас ждут серьезные «сюрпризы».

Угроза 1.Пересмотр пенсионного возраста

Правительство предлагает повысить пенсионный возраст для лиц, работающих на вредных производствах. Почему бы нет? Надо же выполнять обязательства перед международными донорами – уменьшать дефицит пенсионного фонда. Правда, как реализуются эти договоренности, мягко говоря, вызывает шок.

Не так давно возраст выхода на пенсию для людей, работающих на вредном производстве, определялся не кабинетными чиновниками, а учеными. Именно они исследовали, как долго могут работать химики, металлурги и другие. Известно, что на вредном производстве лицо способно продуктивно выполнять свои обязанности в пределах 15-20 лет. Далее идут необратимые процессы в организме.

Однако власти решили (без какого-то научного обоснования), что все это – пустые разговоры. Мол, несколько лет дополнительной работы «на благо родины» никому не помешают.

Если для среднестатистических работников пенсионные колебания более или менее допустимы, то для граждан, которые всю жизнь работали во вредных условиях, это априори невозможно. Люди на производстве будут просто умирать. Единственным основанием для увеличения пенсионного возраста для этой категории работников может быть улучшение условий труда. Соответственно – уменьшение вредного воздействия. Например, если некоторые их функции будут выполнять роботы, а человек только на кнопку нажимать. Понятно, что о такой модернизации в современной отечественной промышленности можно только мечтать.

Угроза 2. Повышение ставок единого социального взноса

В Кабмине также предложили повысить ставку единого социального взноса для работодателей, у которых люди работают на вредных производствах.

Конечно, такая позиция в определенной степени является справедливой. Ведь лица выходят быстрее на пенсию. Соответственно, учитывая свой уменьшенный страховой стаж, меньше платят взносов в пенсионный фонд. Логично, чтобы работодатели покрывали эту разницу. Однако в нынешних условиях это нельзя внедрять. Прежде всего, речь идет о предприятиях, наиболее пострадавших за последние 2-3 года, и которые в основном формировали наш ВВП – металлургические комбинаты, предприятия химической промышленности. Россия, как один из основных покупателей их продукции, отошла. Соответственно, у предприятий существенно упал объем выпуска продукции. На новых рынках они еще не успели сориентироваться. Из-за аннексии Крыма и войны на Донбассе мы физически потеряли ряд промышленных объектов. А те, что остались, влачат жалкое существование. Если сейчас увеличим для них ставку единого социального взноса – это просто их добьет.

Для начала стоит стабилизировать экономическую ситуацию в стране, чтобы все эти мощности, которые на ладан дышат, стали более-менее конкурентными, сумели выровнять объемы своего производства и доходов хотя бы на докризисный уровень. Только тогда можно говорить о каком-то обоснованном увеличении ЕСВ. Не раньше.

Угроза 3. Перераспределение пенсий

Правительство планирует изменить формулу расчета пенсий. Такая, незаметная на первый взгляд вещь, кардинально меняет размер самих пенсий.

О чем, собственно, идет речь. Как известно, есть определенная формула расчета пенсии, где учитывается страховой стаж участия в солидарной системе. Этот стаж умножается на условный коэффициент 1,35.

То есть, если страховой стаж у человека – 20 лет, то в формуле он составит 27 (увеличен на этот коэффициент). Что же нам предлагают наши реформаторы? Очередное «ноу-хау» – заменить коэффициент 1,35 на 1. Фактически, это предполагает, что не будет никакого увеличения страхового стажа!

По словам экспертов, такого рода обнуление коэффициента в ближайшие три-четыре года существенно снизит размер пенсий. Некоторые даже прогнозирует, что пенсии могут втрое уменьшиться. Поэтому коэффициент индексации 1,35 нельзя ни в коем случае отменять.

Стоит также заметить, что на сегодня дефицит пенсионного фонда составляет примерно 140 млрд грн. В правительстве стремятся изо всех сил его уменьшить. Похвально, конечно. Но ставки ЕСВ у нас не меняются. Тогда, за счет чего будет происходить обещанное увеличение пенсий?

В этой ситуации вывод напрашивается очевидный – за счет перераспределения пенсий. То есть, у кого-то заберут часть средств, кому-то – добавят. Это иллюзия, что пенсионная реформа осовременит пенсии и, соответственно, не все они увеличатся. Этого не будет. Но почему-то о такой «составляющей» в правительстве молчат.

В пенсионной реформе, в частности, предусмотрено, что лица без достаточного страхового стажа не имеют права на пенсию. Зато будут получать социальную помощь от государства – своеобразную помощь по бедности.

У меня возникает вопрос – а что делать гражданам, проживающим в сельской местности? Они – самые уязвимые в этом контексте. Там объективно с трудоустройством трудно. Многие всю жизнь на заработках – зарабатывает тяжким трудом на кусок хлеба для своих детей. Часто все, что у них есть в родной стране, так это земельные паи.

Однако в Минсоцполитики считают, что это не просто земельные угодья, а потенциальный источник обогащения. Там рассчитали некий условный средний доход от паев. Неважно, что люди в результате с того куска земли могут мешок зерна собрать. Сам факт его существования уже предусматривает условный доход.

Если в будущем наличие паев, садов или иные земельных участков будет учитываться как доход, то их владельцы вообще останутся и без пенсии, и без социальной помощи! Ведь размер соцпомощи будет рассчитываться по методике, используемой в случаях малообеспеченных семей. Это не будет какой-то гарантированный минимальный уровень. Прекрасная перспектива – просто ода закона и справедливости по-украински.

Угроза 4. Урезание льгот для чернобыльцев

На ком бы это еще сэкономить? Долго не думая, в правительстве решили обратить свое пристальное внимание на чернобыльцев. Очевидно, решили, что уж очень комфортно им в Украине живется.

В результате, предложили отменить право на дополнительную пенсию для четвертой категории чернобыльцев с 1 января 2015 года – задним числом. Многие чернобыльцы в судебном порядке восстанавливали право на получение этой пенсии, которую правительство временно не выплачивало. Теперь власти решили лишить их такой возможности. Получается, кто успел в судебном порядке отвоевать право на дополнительную пенсию – радуйтесь. А другим – нельзя.

Такая норма – антиконституционная. Она противоречит 22-й статье Конституции, которая предусматривает, что не допускается сужение содержания объема существующих прав и свобод граждан. Отмена пенсии для 4-й категории чернобыльцев – как раз и есть сужение социального стандарта.

В контексте чернобыльцев Кабмин также предложил ограничить еще и другие их права.

Сегодня существует норма, согласно которой пособие по временной нетрудоспособности для 4-й категории выплачивается в размере 100% от средней заработной платы. В народе это называют больничными. Рассчитываются в зависимости от страхового стажа. Закон предусматривает, что для чернобыльцев 1-4-й категории выплачивается 100% среднего дохода больничные. Правительство предлагает для 4-й категории эту норму отменить – чтобы на них распространялась общая норма, которая зависит от стажа. Это откровенное издевательство над людьми! Чернобыльцы 4-й категории имеют право получать больничные в полном объеме, независимо от того, какой у них страховой стаж. Это вопрос не их обогащения, а элементарно – здоровье, которое они не по своей воле потеряли!

Не менее абсурдной является норма, касающаяся пособия по беременности и родам, застрахованным лицам, отнесенным к 4-й категории чернобыльцев. Им также законом предоставл получать больничные в полном объеме – 100% от размера среднего заработка. Эту помощь реформаторы предлагают отменить. Оставить только для 1-3-й категории. В таком случае 4-я категория чернобыльцев автоматически переходит на те условия, которые существуют для всех граждан. Вот так власть заботится о людях, которые и так каждый день борются за свою жизнь. Теперь им придется соревноваться еще с государственной системой.

Угроза 5. Горные льготы

Еще одна очень показательная новация «оптимизаторов» – отмена горных надбавок. На этом примере можно показать, как будто незначительные на первый взгляд «правки», которые в корне меняют жизнь простых людей.

Действующий закон предусматривает, что жителям горных населенных пунктов пенсия выплачивается в увеличенном размере – на 20% от ее размера. То есть, если человек получает пенсию 2000 грн, то 400 грн имеет надбавки, 4000 тыс – 800 грн соответственно. Это справедливо, ведь чем больше пенсия, тем больше надбавка. Автоматически дифференцируется.

Правительство предлагает заметить 20% от размера пенсии на 20% прожиточного минимума для людей, утративших трудоспособность. Речь идет примерно о 1200 грн, 20% которой составляет 240 грн. Это и будет «надбавка» для всех – и для тех, кто минималку получает, и для тех, кто всю жизнь зарабатывал себе на пенсию. Всего несколько новых слов в законе, но они в корне меняют всю его суть. Пенсии автоматически снижаются.

Неужели в пределах бюджета пенсионного фонда это такой значительной экономией? Интересно, а эти чиновники видели, в каких условиях живут люди в отдаленных высокогорных районах? Знают ли они, что там в некоторых местах даже дорог нет? Я уже не говорю о коммуникациях. Однако власть вместо того, чтобы стимулировать людей там оставаться и развивать регион, забирает у них и так мизерные надбавки, показывая всю силу своего реформаторского таланта.

Экономия средств, говорите? В голове не укладывается, как можно называть адекватной социальной политикой урезания социальных выплат, которые в год дают экономии 20-30 млн грн. При этом страдают конкретные категории граждан. Почему правительство на это идет? Сложно найти логическое объяснение. Возможно, ему просто нужно показать видимость работы. Урезали – молодцы. А кто там страдает – неважно. По крайней мере, экономических обоснований здесь не видно.

Показательная деталь. Мы приняли изменения в бюджет на 2017 год. Так, на строительство футбольных полей заложено 270 млн грн. Спорт, конечно, это замечательно, если бы параллельно не общипывали со всех сторон тех же чернобыльцев, пенсионеров. Закончится война, будет экономия где-то в 30-40 млрд грн, вот тогда стройте поля хоть в каждом райцентре.

Или же ситуация с Мариинским дворцом. Опять на его строительство заложили в бюджет 200 млн грн. Его 10 лет строят. Страшно даже называть суммы, которые там бесследно исчезли. Однако власть такие откровенные «бюджетные дыры» особо не волнуют. Гораздо удобнее поиздеваться над простыми трудягами, пенсионерами, крестьянами, чернобыльцами, беременными женщинами, жителями горных районов … В итоге, имеем не реформы для улучшения жизни украинцев, а откровенные злоупотребления и манипуляции в отношении собственного народа. Вряд это и есть европейская Украина, о которой нам твердят без устали с трибуны ВР. Скорее – страна, где простой человек всегда оказывается на обочине политических интересов.

regional