Новости экономики

Коррупция на таможне, «скрутки» НДС и кадровые перестановки – СМИ назвали главные скандалы в экономике

Коррупционные схемы, связанные с уклонением от уплаты налогов через систему скруток, контрабандные потоки на таможне, а также неудачная налоговая амнистия стали наиболее заметными негативными событиями в сфере госфинансов в уходящем году.

Об этом пишет издание «РБК-Украина».

«Турбулентностью» года издание назвало кадровые ротации в Кабмине. В частности, речь идет о назначении первым вице-премьер-министром и министром экономики Украины Алексея Любченко. «Биография чиновника, который строил свою карьеру еще при Николае Азарове, не предвещала ничего хорошего еще в 2020 году, когда его предложили на должность и. о. главы налогового ведомства. Еще до назначения в правительство, Любченко обвиняли в причастности к многочисленным схемам в налоговом ведомстве, в частности, к “скруткам” налога на добавленную стоимость, объемы которых оценивались в десятки миллиардов гривень ежегодно. В схеме, по оперативным данным, активно участвовали и ряд других сотрудников налоговых органов, в том числе и и. о. главы ГНС Евгений Олейников, который был заместителем Любченко», – говорится в материале.

В результате Любченко был уволен с последующим проведением обысков по теме скруток, сообщают журналисты РБК-Украина.

«Скандалом года» в госфинансах, по версии издания, стали “скрутки” НДС. «Их наличие не единожды доказывали журналисты, которые публиковали многочисленные перечни компаний, вовлеченных в скрутки, и временная следственная комиссия Верховной рады, которая занималась злоупотреблениями в налоговых органах. В результате “скрутки” стали причиной увольнения первого вице-премьера Любченко и и.о. главы ГНС Олейникова. Однако о реальных уголовных делах пока ничего не известно. Более того, по данным участников рынка, темпы “скруток” с каждым месяцем только увеличиваются», – говорится в материале.

«Провалом года» журналисты назвали налоговую амнистию, которую инициировал глава налогового комитета Рады Даниил Гетманцев. «Несмотря на заявленные десятки миллиардов гривен, которые планировалось задекларировать, и сотни компаний, которые должны были вывести деньги из тени – инициатива не пользуется большой популярностью у граждан. По последним данным Гетманцева, в бюджет за 4 месяца собрали всего 51 млн грн (меньше $2 млн), “амнистировав” чуть больше 1 млрд грн. Количество поданных деклараций не измеряется даже сотнями», – сказано в статье.

Журналисты отмечают, что банки, где граждане должны открывать счета для “отбеленных” средств, не спешат принимать их на депозиты. Ведь для них никто не отменял обязанности проводить финмониторинг – то есть проверку законности происхождения денег, непричастности клиента, например, к финансированию терроризма или незаконной торговле оружием.

«Недобором года» стали пробелы в выполнении планов по борьбе с контрабандой со стороны таможенных органов. «Показательные увольнения руководителей региональных таможен, санкции СНБО против контрабандистов, новое оборудование для сканирования грузов, повышение зарплат таможенникам – также пока не помогли в уменьшении объемов контрабанды через границу. По данным Гетманцева, минимальный объем “недобора”, который показывает таможня в 2021 году, составляет порядка 50 млрд гривен», говорится в тексте.

Причиной, по мнению издания, может быть наличие контролирующих интересантов за пределами фискального ведомства. К примеру, в прошлом году своих людей в ведомство активно продвигал министр финансов Сергей Марченко. Сейчас в давлении на региональные таможни обвиняют советника главы ОП Николая Беззубенко.

«Примечательно, что сам Беззубенко ранее работал под управлением Сергея Семочко, первого замглавы СБУ, которого журналисты обличили в организации преступных схем на закупках медицинских препаратов. Почему именно кадры из “прошлой колоды” власть ставит во главе коррупционных схем на таможне – вопрос скорее риторический», – сказано в статье.

Журналисты отмечают, что, в отличие от “бытовых” скандалов (как попадание нардепов от “Слуги народа” в ДТП), у экономической коррупции есть вполне осязаемая цена: это средства налогоплательщиков, которые не попали в бюджет, а значит, не были потрачены на новые больницы, школы, дороги, мосты, не были выплачены в качестве повышенных зарплат учителям и врачам, пенсий и стипендий.

Оксана Ельченко