Новости экономики

Как украинская экономика выходит из тени

Минэкономразвития: "Тень" уменьшилась на 5%. Эксперты: выйдем из кризиса через 2 года

Ослабление налогового бремени на бизнес начинает давать результаты. По подсчетам Минэкономразвития и торговли, экономика постепенно выходит из тени. А значит, растут поступления в бюджет и официальная зарплата украинцев. Эксперты обещают, что эта тенденция продолжится.

КАК СЧИТАЛИ. Главным снижением налогов специалисты МЭРТ и финаналитики называют налог на зарплату: напомним, с 2016 года единый соцвзнос (ЕСВ) на нее был снижен с 41% до 22%. В МЭРТ подсчитали: только за 1 квартал 2016-го это привело к “выбеливанию” экономики на 2,5—6%, в зависимости от отрасли (см. инфографику).

Как разъяснили нам в МЭРТ, объем теневого производства рассчитывается несколькими косвенными способами: по изменению валовой добавочной стоимости, потреблению электроэнергии, расходам населения.

Президент Украналитцентра Александр Охрименко подсчитал: снижение ЕСВ дало в 1 квартал прирост фонда зарплаты на 11%, это дополнительные десятки миллиардов гривен, 22% налога на которые поступили в Пенсфонд. “Ради этого власть и пошла на снижение ЕСВ, чтобы увеличилась база налогообложения”, — отметил Охрименко.

ЭКСПЕРТЫ. Экономисты по-разному воспринимают снижение уровня “тени” в стране. Так, руководитель секретариата Совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский считает, что рано радоваться зафиксированной детенизации, ведь положительные тренды наблюдаются благодаря постепенному выходу экономики из кризиса.

“Сейчас экономика пошла в рост. Это значит, что предприятия, работающие в легальном русле, демонстрируют в отчетности больше уровень налогов, зарплат и т. д. Такие тенденции можно наблюдать в строительстве, поскольку сектор выходит из застоя и сдается больше объектов. Детенизируется торговля, где все больше покупок совершаются по безналичному расчету. Все это содействует выводу экономики из тени, но пока весь украинский бизнес сам не захочет работать официально, мы не сможем эффективно бороться с коррупцией, платить зарплаты прозрачно и привлекать инвестиции в страну”, — поясняет Забловский.

“Надо подождать данных за второй, третий квартал, чтобы говорить о переломной тенденции, — вторит ему Охрименко. — Бизнесу все равно работать тяжело из-за невозврата НДС, что фактически удорожает продукцию на 20%. Именно по этой причине продолжается дробление фирм: работников оформляют частными предпринимателями, которые НДС не платят. А в МЭРТ это считают детенизацией”.

В свою очередь, экономист Иван Никитченко отмечает, что детенизация экономики стала возможной благодаря постепенному улучшению бизнес-климата. “Бизнес понемногу выходит из тени, потому что замедлилась инфляция, а люди привыкли жить в условиях военного конфликта. Все это дало в первом квартале снижение тени с 46% до 41%, и это не предел”, — рассказал нам Никитченко. По его мнению, легализация будет наблюдаться во многих секторах экономики: “А вот падение тени в сельском хозяйстве может не быть, поскольку здесь показатели и так находятся на приемлемом в мире уровне — в 9—10%”.

Бизнес ждет от власти честных правил

Никитченко прогнозирует, что в ближайшие два-три года уровень “тени” может снизиться к докризисным показателям в 34—35%. Правда, это станет возможным лишь при дальнейшем росте экономики и отсутствию эскалации конфликта на Донбассе.

А вот Забловский считает, что снизить тень в экономике позволит вывод бизнеса в легальное поле: “Чтобы бизнес захотел работать официально, нужно обеспечивать соответствующий климат. Для этого нужно завершить ряд структурных реформ — в частности по налогам, пенсиям, банкам, здравоохранению и т. д. И если эти условия будут соблюдены, тогда уровень “тени” будет снижаться увереннее. Не исключено, что через пять лет показатели теневой экономики Украины приблизятся к общемировым стандартам в 10—12%”, — отмечает Забловский.

Охрименко пессимистичен — по его мнению, бизнес не начнет выбеливать свои доходы, пока государство не станет соблюдать правила игры, прежде всего это касается возврата НДС: “Доходит до абсурда — у фирмы есть деньги на НДС-счете, но она не может ими воспользоваться. Приходится часть денег скрывать и обналичивать”.

kuznecov