Дальнейшее развитие Приватбанка и его стабильность будут зависеть от того, насколько в него поверят бизнес-клиенты, а также от доверия населения к новому владельцу — государству. Для всех остальных ключевым моментом станут последствия антикризисных мер Кабмина: как экстренная капитализация крупнейшего в стране банка скажется на курсе доллара и уровне инфляции. Макроэкономисты уже начали делать на этот счет первые расчеты.
Что с депозитами
Эксперты уверяют, что и самому банку будет непросто, и что он начнет терять лидерские позиции на рынке. По оценке Алексея Куща, в самом лучшем случае финучреждения в подобных случаях лишаются до 20% своей ресурсной базы.
“Если учесть, что в Приватбанке 155 млрд грн средств физлиц и еще 40 млрд грн юридических лиц, то потенциальный отток в ближайшие недели может составить до 40 млрд грн. Эта же сумма фигурирует на первом этапе докапитализации. Не исключаю, что при расчете суммы первого этапа докапитализации могла учитываться цифра потенциального оттока”, — заметил Кущ.
Активность снятия людьми денег со счетов будет зависеть от депозитной политики банка. До смены собственника Приват предлагал вкладчикам процентные ставки выше, чем у государственных банков: 7-10% годовых по долларовым вкладам и 5-8% годовых — по евро. Плюс дополнительные 0,2% годовых для тех, кто продлит депозит. Но это может закончиться.
“Могут не менять еще полгода, а могут с 1 января и снизить. Потому что государственная консервативная модель госбанка не предполагает больших возможностей для высоких процентов”, — отметил он.
Охрименко добавил, что, несмотря на необходимость сдержать отток средств высокими ставками, банк вряд ли оставит высокие проценты, так как еще больше увеличится финансовый разрыв в балансе на фоне отсутствия кредитования.
“Дыра в банке сейчас очень большая, чтобы государство могло ее закрыть. Если продолжать политику дорогих депозитов, то в условиях потери операционных возможностей банка разрыв увеличится еще больше”, — объяснил он ситуацию.
Уменьшится финансовая сила банка и из-за системы “Приват-24”, которая пользовалась популярность благодаря обеспечению “приватности” расчетов и защите от официального контроля. С ее переходом под контроль государства система потеряет значительное количество операций. По мнению экспертов, расчеты могут уйти в тень или в наличную форму, так как ни один из банков подобную систему еще не создал.
Курс и инфляция
Последствия национализации Приватбанка для курса и инфляции — мало кто берется предсказывать. Ведь многое зависит не только от скорости докапитализации банка и ее монетизации, но и от отношения граждан к произошедшему.
“Вопрос в восприятии ситуации населением — как нормальной или ненормальной. Это повлияет на то, как сильно оно побежит снимать деньги не только в Привате, но и в других банках. И скупать валюту. Паника — самая важная и непрогнозируемая составляющая”, — подчеркнул старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Безналичный и наличный курс доллара рванули вверх сразу после официального подтверждения национализации. Кто назвал это нервозностью, кто — провокацией спекулянтов, жаждущих заработка. Более точная характеристика появится только после того, как чиновники до конца прояснят свою модель стабилизации Приватбанка.
“Не ясна стратегия, поэтому нет данных для построения модели. Государство может выбрать путь расчетов со всеми желающими, что потребует быстрых вливаний под выводимые средства, которые пойдут на рынок. А может выбрать модель затягивания оттока вкладов через различные административные проволочки, что чревато негативными ожиданиями и социальным напряжением. Вспомните ситуацию с Родовид Банком, когда Тимошенко в выставочном центре рассказывала вкладчикам, как государство будет возвращать деньги. Там были административные ограничения, которые регулировались даже не законами, а какой-то нормативкой”, — отметил Алексей Кущ.
При каждом из сценариев делались свои прогнозы по курсу и инфляции.
Оптимальный сценарий — государство в течение нескольких лет постепенно монетизирует ОВГЗ, вложенные Минфином в капитал Приватбанка, и вкладчики не стремятся забрать средства со счетов. Тогда влияние не будет критическим, и курс и инфляция добавят по несколько процентов. Но если вкладчиков будут ограничивать административно — возможна социальная напряженность.
В то же время если власть, ради избежания этой напряженности в случае тотального вывода денег из Привата начнет массово раздавать средства со счетов, то последствия будут непредсказуемыми.
“Если, условно, 100 млрд грн будет вброшено на финансовый рынок в течение 6-12 месяцев, и только 2/3 средств пойдет на валютный рынок, а оставшаяся часть на потребительский, то будет ускорение инфляции. А запрос на $3 млрд (80 млрд грн при нынешнем курсе) приведет к плачевным последствиям”, — констатировал г-н Кущ.
Пока вероятность негативного сценария оценивают как низкую. Финансисты надеются, что люди не начнут забирать срочные депозиты, размещаемые на 3-12 месяцев. Но как поведет себя вкладчик — зависит только от новых собственников банка. Хотя в любом случае каждому гражданину страны национализация Привата обойдется не в одну тысячу гривень.
“Люди должны понимать, что вопрос Привата решен за их счет. Если речь идет о 120 млрд грн, то это условно по 3000 гривень с каждого”, — резюмировал UBR.ua директор аналитического департамента ИК Concorde Capital Александр Паращий.