Новости экономики

Долг китайской экономики вырос на триллион долларов за квартал

Власти КНР продолжают попытки ускорить экономический рост до темпов, указанных Компартией, с помощью вливаний нового долга.

По итогам первого квартала ВВП Китая ускорил рост до 6,9% в годовом выражении, превысив официальную цель (6,5%) и прогнозы опрошенных Reuters аналитиков (6,8%), сообщило в понедельник государственное статистическое бюро КНР.

Промышленность нарастила выпуск продукции на 7,6%, хотя ни один из 37 опрошенных Bloomberg экспертов не ждал роста выше 6,5%.

Объемы экспорта увеличились на 14,8%, благодаря плавной девальвации юаня, опустившей курс на 5,1% за прошлый год.

Инвестиции в экономику подскочили на 9,2%, а их квартальный прирост оказался больше, чем за весь прошлый год. Госкомпании нарастили вложения на 13,6%, частные – на 7,7%.
Розничные продажи взлетели на 10,9%, при том что средний прогноз составлял не более 9,7%.

“Национальная экономика сохранила стабильный и здоровый рост со второй половины прошлого года, показав хороший старт в 2017 году, и заложила прочную основу для достижения поставленной цели по годовому росту”, – отмечает китайское бюро статистики.

Экономическое чудо, показанное КНР в первом квартале, между тем, стало результатом нового рекордного скачка долга, который превысил 300% ВВП и продолжает увеличиваться, отмечают в комментарии эксперты Capital Economics.

За первый квартал общий объем долговой нагрузки в экономике Китая, который оценивается официальным показателем суммарного социального финансирования (Total Social Financing), вырос на 6,93 триллиона юаней, или 1 триллион долларов. Сумма долговых вливаний, осуществленных за три месяца, превысила размер ВВП Мексики и стала рекордной за все время статистики.
Причем темпы роста ВВП отстают от скорости, с которой раздувается китайский долговой пузырь, уже в 6 раз: за январь-март ВВП прибавил всего 1,2 триллиона юаней. Иными словами, на каждый доллар нового долга экономика КНР давала лишь 17 центов нового ВВП.

Впрочем, ключевая проблема – не размер долга, а стоимость его обслуживания, которая, как показало исследование Reuters, является неподъемной для каждой четвертой компании, имеющей листинг на бирже: такие фирмы существуют по принципу финансовой пирамиды, оплачивая проценты по кредитам, за счет нового долга.

“Компании-зомби Китая – это в основном компании промышленных секторов (угледобывающая и алюминиевая, черная металлургия, цемент, стекольная промышленность), характеризующиеся излишними производственными мощностями и высокой долей убыточных компаний, продолжающих свою деятельность за счет кредитной поддержки банков и правительства”, – отмечает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова.

При этом правительство КНР де-факто оказалось в тупике: в 2015 году был принят план очистки экономики от “живых трупов”. Предполагалось сократить избыточные мощности на 10% и закрыть 345 корпораций-призраков.

Однако такие меры приведут к потере 4,3 млн рабочих мест и потребуют от 24 до 73 млрд долларов дополнительных затрат, говорит Орлова.

“А это может вызвать социальные волнения, что в свою очередь ставит под вопрос возможность реализации такой программы действий”, – резюмирует она.

innika