Экс-глава правления Райффайзен Банк Аваль Владимир Лавренчук рассказал, чего ждать Украине в ближайшем будущем
Владимир Лавренчук пишет, сможем ли мы предоставить кредитную поддержку бизнесу так, как это сделали развитые страны?
“«We are at the war». Свежая цитата от президента Франции Эммануэля Макрона. А его министр финансов добавил, что это также экономическая и финансовая война. И она будет долгой. Итак, снова о финансах, вернее о кредитах. Опыт 2008−2009 и 2014−2015 годов напоминает, что во времена экономического кризиса кредиты сворачиваются. Теперь снова «credit crunch» на страницах мировых изданий.
В результате падения, а в отдельных индустриях — остановки производства, у компаний возникает нехватка наличности, что становится причиной цепных неплатежей. Банки были осторожны и в лучшие времена (в 2019-м в Украине кредиты для предприятий даже уменьшились на 13%), так чего ждать сейчас, когда кризис? Сколько дополнительных (кредитных) средств нужно на расчеты? И по какой цене? И кто их вернет?
Напомню, что во время кризиса 2008−2009 и 2014−2015 годов риск неплатежей был частично смягчен благодаря рефинансированию в значительных размерах коммерческих банков Национальным банком Украины. Ситуация была значительно хуже вследствие массового оттока вкладов из банковских учреждений. Однако, выданные кредитные средства хоть и смягчили кризис неплатежей, но падение производства не остановили, к кредитованию не привели и в большинстве своем не вернулись.
Проблемный кредитный портфель превысил уровень ватерлинии, и более 100 банков лопнули, а на чиновников открыли уголовные дела. Здесь я не комментирую условия форс-мажора, беспрецедентность, непрозрачность рынка и мошенничество, недостаток капитала и так далее. Подобный опыт вряд ли кто-то захочет повторить. Какие есть альтернативы из новейшей истории? Теперь правительства играют большую роль и оперируют быстрее.
Так, правительство Франции, кроме налоговых каникул и льгот на общую сумму 45 млрд евро, выдаст гарантию коммерческим банкам на сумму 300 млрд евро для банковских кредитов бизнеса для обеспечения надежности платежей, когда у компаний возникнет потребность в средствах. Это в дополнение к тому, что в Еврозоне общая сумма таких предложенных банкам гарантий составила 1 трлн евро. На практике это означает: все хозяйства, нуждающиеся в средствах на платежи, получат их.
В Украине же с сегодняшнего дня принят закон, где введен ряд налоговых льгот и отмена штрафов. В этом мы довольно быстро «подхватили» общий мировой тренд. Это хорошо. А вот сможем ли мы массово предоставить кредитную поддержку бизнесу так, как развитые страны? На данный момент очень сложный вопрос.
Наша многолетняя общественная зависимость от курса доллара или евро требует обратных путей, о которых недавно справедливо писал известный наш (и мировой) экономист Юрий Городниченко, а именно: для обеспечения стабильности национальной валюты нужно … или поднимать ставку, что негативно для экономики, или использовать резервы. Так есть ли какое-то решение «посередине»? Или можно пройти кризис «между капельками»? Наши любимые цитаты, но не ответы.
Думаю, что в де-факто двухвалютном финансовом рынке формирование массовой кредитной поддержки только в одной валюте (гривне) является угрожающим и поэтому невероятным. Тогда для сохранения стабильности национальной валюты нужно увеличить приток доллара/евро, или хотя бы предотвратить их отток.
Уже есть и будет больше неординарных мер. В условиях быстрых новостей, преимущественно негативных, чтобы их восприняли не как угрозу, требуется присутствие авторитетного международного финансового Адвоката. И как можно быстрее. И это МВФ. Или посыпать голову пеплом после мантры о том, как нехорошо, что нам что-то может указывать валютный фонд”, – сообщает Владимир Лавренчук