Новости экономики

Литий будет стоить дороже золота – прогноз экономистов

Захватившая мир мода на «зеленые» технологии создала впечатление, что происходящее переключение с ископаемых на возобновляемые источники энергии – процесс практически неотвратимый. Между тем есть обстоятельства, которые серьезным образом подрывают этот оптимизм.

Свежий доклад аналитической компании GlobalData обозначает проблему, значение которой сторонникам скорого перехода предстоит вскоре осознать, сообщают Экономические новости со ссылкой на haggin.az

Дело в том, что отказ от двигателей внутреннего сгорания в пользу электродвигателей резко повышает спрос на электробатареи, а в тех важнейшим компонентом является литий. Это не самый редкий металл, но его добыча и очистка уже скоро не будет успевать за потребностями рынка. В прошлом году было использовано 320 тысяч тонн, к 2025 году ожидается рост до миллиона тонн, и три миллиона тонн к 2030 году. А где резко растет спрос, там резко растут и цены.

Миру грозит дефицит редких металлов, заявляют специалисты. Потребление лития, олова или никеля растет, а их добыча – нет. Без лития и кобальта невозможен полноценный переход к зеленой энергетике.

О возможном дефиците было объявлено в рамках 23-й Китайской конференции горнодобывающей промышленности. Центр стратегических исследований глобальных минеральных ресурсов при управлении геологической разведки КНР опубликовал доклад об оценке запасов важных минеральных ресурсов: лития, кобальта, никеля, олова и сильвина.

Свои выводы китайцы основывают на анализе 3168 горнодобывающих проектов во всем мире.

По состоянию на 2020 год мировые запасы лития и кобальта оцениваются соответственно в 128 млн т и 6,7 млн т. Глобальные запасы олова и сильвина составляют 3,3 млн т и 13 млрд т соответственно. При этом только в прошлом году потребление кобальта в мире достигло 170 тыс. т. То есть запасы кобальта будут исчерпаны уже через три десятка лет. А запасы олова закончатся быстрее, чем за 10 лет.

Редкие и редкоземельные металлы необходимы для зеленой энергетики, что провоцирует рост спроса на них. К 2023 году ожидается рост востребованности лития до миллиона тонн. К 2024 году спрос на этот редкий металл увеличится в 2,5 раза. К 2030 году глобальный спрос только на литий, который необходим для современных аккумуляторов, которые устанавливают в том числе на электромобилях, вырастет в три раза, до уровня 1,8 млн т эквивалента карбоната лития. А по прогнозу Международного энергетического агентства (МЭА) к 2040 году востребованность лития на рынке вырастет в 40 раз.

Литий составляет около 7% стоимости батареи, в которой также содержится графит, марганец, никель и кобальт. В свою очередь кобальт используется в катоде, который является самой дорогой частью батареи. В общем, нынешний принцип работы массовых батарей делает их очень недешевыми, а резкий рост цены на литий и прочие элементы еще больше увеличит эту цену.

Цены на литий, используемый в аккумуляторных батареях для электромобилей, могут вырасти с $6 000 за тонну до $15 000 к концу текущего десятилетия и остаться повышенными на протяжении большей части 2030 годов. Цены на кобальт и никель могут вырасти аналогичным образом в предстоящие годы”, –  говорится в исследовании аналитиков Международного валютного фонда.

Литиевая промышленность в настоящее время наиболее развита в Австралии – страна ежегодно производит около 18 тыс. т лития в год. В число крупнейших производителей редкого металла также входят Боливия, Китай, Аргентина, Чили.

К 2026 году прогнозируется рост выпуска электромобилей до 12,75 миллиона в год. Только в Европе выпуск электромобилей в 2021 году составил 1,2 миллиона, в 2024 ожидается 3,4 миллиона, 6,1 миллиона в 2027 году, 10,5 миллиона в 2030 году. Борьба за этот рынок разворачивается нешуточная.

При этом перед производителями неизбежно встанет вопрос, взять на себя издержки по росту стоимости батарей или переложить их на покупателя? Если крупные автопроизводители вроде «Тойоты» могут взять издержки на себя, чтобы захватить долю рынка побольше, прочие будут вынуждены повышать цену на авто, что будет негативно влиять на спрос. Уже сейчас эксперты с сомнением отзываются о перспективе массового выпуска модели «Теслы» по цене в 25 тысяч долларов.

В этой ситуации идет борьба в двух направлениях. Во-первых, резко вырос интерес к добыче металлов, которые используются при производстве батарей. Однако, запуск шахты по добыче лития занимает до семи лет, а его еще необходимо очистить до кондиций, которые позволят его эффективно использовать. Такими технологиями обладают далеко не все страны.

Параллельно идет гонка исследователей по поиску принципиально новых решений, которые бы позволили создать батареи на иных химических принципах. В разработки вкладываются миллиарды долларов. А пока литиевый потолок надвигается со все более ощутимой скоростью.

“В целом проблема только одна – требуемых металлов может просто не хватить, чтобы страны, которые ставят цели прийти к нулевым выбросам, их достигли. Их просто нет в таком количестве на земле», – рассказывает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Алюминий, литий, кобальт, медь и никель – это пятерка главных металлов, которые востребованы в производстве электромобилей и литиевых батарей, а также необходимы для производства солнечных и ветряных электростанций. И к 2030 году потребление этих металлов вырастет в десятки раз», – сообщает он. По мнению эксперта, исходя из разведанных на данный момент месторождений редких металлов, их объема может хватить только на половину этих потребностей. «То есть КНР говорит о том, что известно достаточно давно, но не транслировалось на широкую публику – планы по достижению нулевых выбросов, которые строят Европа, Китай и США, могут быть ограничены недостатком требуемых ресурсов на земле», – продолжает аналитик.

При горизонтах планирования в 50 лет, которыми оперирует в документах Китай, вопрос исчерпания некоторых природных ресурсов стоит крайне остро, говорит исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем Тузов. «На первый взгляд, запасы металлов в 100 млн т при годовом потреблении в 100 тыс. т не вызывают опасения, так как на следующие 1000 лет их хватит. Но при росте спроса на любой отдельный редкий металл в десять раз за счет перехода на электрокары и солнечные панели запасов уже хватит только на 100 лет», – отмечает он.

Оксана Ельченко