Угроза прекращения транзита российского газа по украинской ГТС в Европу, по мере приближения роковой даты 31 декабря, не на шутку тревожит и будоражит россиян. И ярким маркером тому стало сделанное в Бразилии заявление президента России Владимира Путина о том, что Москва может согласовать с Киевом поставки газа по “очень привлекательной” скидке.
Так президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов по итогам саммита БРИКС в Бразилии отметил, дословно: “Есть там такие угрозы или нет по поводу прекращения транзита, мы уже много раз говорили, мы готовы работать с Украиной и по транзиту нашего газа в Европу, и по поставкам в саму Украину. Причем по ценам ниже тех, по которым Украина получает российский же газ, но как бы по реверсу со стороны Европы… Но мы же говорили о том, что если напрямую поставлять, то мы можем снизить цену на 25%”.
Собственно, к борьбе за транзит напрямую подключился сам президент РФ, анонсируя “привлекательные” скидки и “манну небесную”. Но, как известно, Путину верить – себя не уважать, хотя есть и множество других поводов не доверять не только подобным предложениям (Кремль всегда отличался уникальностью неоднообразного и избирательного ценообразования на газ), но и обещаниям РФ обеспечить поставки российского газа в обход Украины.
Прежде всего, Россия, заявляя о запуске двух газопроводов в обход Украины — “Северный поток — 2” и “Турецкий поток”, которые обеспечат поставки без необходимости транзита через нашу ГТС, мягко говоря, лукавит и вот почему.
Во-первых, “Северный поток — 2” вряд ли удастся запустить до конца этого года. Запуск газопровода это не автомобиль завести и ему предшествует большое количество тестов и проверок. С учетом же высокой аварийности на практически всех российских строительных объектах, я не исключаю, что и с “Северным потоком — 2” всё будет не гладко.
Но даже если он и пройдет первичный запуск и тесты окажутся положительными, то выход на существенные объемы прогонки газа по трубопроводу также не осуществят сразу. Объем будет наращиваться постепенно, дабы не оказывать стрессового давления на конструкцию и всю инфраструктуру в целом.
Таким образом, “Северный поток — 2” ещё до полугода будет работать не на полную мощность. А учитывая европейские энергетические директивы, вряд ли вообще заработает на более чем 50% от своей мощности.
Во-вторых, вспоминая в своих материалах “Турецкий поток” российские эксперты почему-то учитывают его мощность совокупно со всей газотранспортной сетью поставляющей газ в ЕС, но забывая упомянуть, что у “ТП” нет выхода в Европу.
На сегодняшний день этот газопровод оканчивает свой путь на материковой части Турции, а подключение к нему европейских стран, даже при их желании, встретит такой же санкционный барьер, как и канувшей в небытие “Южный поток”.
А потому и не удивительно, что Путин в Бразилии раздаривает скидки на поставки газа, без которого Украина с 2014 года прекрасно обходится. Российские же СМИ и эксперты насыщают фейк о том, что даже без контракта на транзит, все у них с поставками в Европу будет хорошо благодаря “Северному потоку-2” и “Турецкому потоку”. Но дилемма в том, что – не будет и они это прекрасно понимают.
И в последние месяцы этого года продолжится значительное наращивание дезинформирующей составляющей информационных потоков, дабы катализировать ажиотаж и, возможно даже провоцировать социально-общественную нестабильность, которая бы оказывала давление на принятие Украиной не выгодного для неё решения.