Верховная Рада одобрила закон "О рынке электроэнергии", таким образом завершив эпопею с принятием пакета "энергетических" законов. Прозойдут ли реальные изменения в секторе электроэнергетики, и что это значит для среднестатистического украинца, разбирался "Апостроф".
Документ предусматривает внедрение новой модели рынка, включающей ряд сегментов: рынок двусторонних договоров, рынок “на сутки вперед”, внутрисуточный рынок, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг. По сути, речь идет о либерализации рынка электроэнергии в соответствии с европейскими нормами, в частности, Третьего энергетического пакета Европейского Союза, в том числе, в вопросе разделения компаний по направлениям распределения и передачи электроэнергии. Реализация закона предусматривает двухлетний переходной период.
Энергетическая триада
В первом чтении законопроект был принят в сентябре 2016 года. При этом принятие документа в целом как закона оказалось под угрозой – нардепы провалили его во время голосования 6 апреля. Вместо этого его отправили на подготовку к повторному второму чтению в профильный комитет.
На заседании 13 апреля во время обсуждения законопроекта с предложенными поправками в сессионном зале Рады бушевали нешуточные страсти. Больше всех против принятия закона протестовала лидер фракции “Батькивщина” Юлия Тимошенко. По ее словам, в документ внесли коррупционные поправки. “Этот закон будет служить только коррумпированному окружению президента”, – заявила она.
Тем не менее, документ был принят (его еще должен подписать президент), и, таким образом, в Украине завершилась эпопея с принятием пакета “энергетических” законов. “Этот закон важен тем, что он завершает триединый пакет законодательства по реформированию энергетических рынков – закон о рынке газа, о независимом регуляторе, о рынке электроэнергии – по образу и подобию того, что есть в Европейском Союзе”, – сказал в комментарии “Апострофу” президент Центра глобалистики “Стратегия XXI” Михаил Гончар.
Ровно два года назад в Украине был принят закон “О рынке газа”, призванный демонополизировать этот сегмент отечественной энергетики, а в конце 2016 года вступил в силу закон о независимом регуляторе – Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Однако пока эффективность имплементации этих документов спорна. “С формальной точки зрения пакет еврореформ энергосектора мы имеем. Теперь что касается имплементации – мы видим, как все это происходит с законом о рынке газа, который был принят практически два года назад, видим, как это происходит с законом о регуляторе, который был принят полгода тому назад, и видим, что практика имплементации вносит существенные коррективы. То есть, мало принять законы – надо еще много разных подзаконных актов принять – то что называется нормативно-правовая база”, – отметил Гончар.
Тарифы снова вырастут
В свете принятия закона о рынке электроэнергии в ближайшее время можно ожидать дальнейшего повышения тарифов. “С учетом того, что мы вступаем в новую эру электрификации, значимость электроэнергии возрастает. Поэтому и цены будут расти. Есть и объективный фактор, связанный с ростом спроса на электроэнергию в целом. К тому же новое законодательство будет по сути способствовать тому, что тарифы на электроэнергию будут расти, потому что произойдет то же, что и на рынке газа – выделение тарифа на газ как товара, который поставляется конечному потребителю, и выделение тарифа по доставке этого товара. То же самое будет происходить и на рынке электроэнергии”, – сказал Михаил Гончар.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский также допускает рост тарифов на электроэнергию, однако считает, что никаких объективных оснований для этого нет. “Если после этого начнут расти тарифы, тогда непонятно, почему они росли последние два года. Когда вводилось пятиэтапное повышение тарифов, говорилось о том, что это все делается для создания условий либерализации рынка. Если вы считаете, что этого недостаточно, тогда создайте необходимую социально-экономическую базу – уровень доходов населения, которая бы позволяла оплачивать более высокие тарифы”, – сказал он “Апострофу”, отметив, что в условиях реального функционирования рынка – будь то электроэнергия или любой другой товар, необходимо наличие платежеспособного потребителя, “иначе поставщик попросту прогорит”.
Но со временем уровень тарифов на электроэнергию может снизиться, а качество предоставляемых услуг в этом секторе – улучшиться.
“В перспективе, если идти в логике закона, положение потребителей должно улучшиться, потому что они должны будут иметь возможность выбирать альтернативного поставщика, выбирать более качественную услугу”, – считает Валентин Землянский. По его словам, в контрактах на поставку электроэнергии с потребителями должны будут быть прописаны штрафные санкции к поставщику за предоставление некачественных услуг.
Михаил Гончар также надеется на качественные изменения на рынке электроэнергии в будущем. “В перспективе примерно лет пяти, когда заработает конкурентный рынок (если он заработает), тогда могут быть некоторые изменения, которые происходят на энергетических рынках стран Центральной Европы, где тоже реформа вначале привела к росту тарифов, а в последние годы, когда реально заработала конкуренция, в ряде стран наблюдается некоторое достаточно символическое снижение цен на электроэнергию в ряде стран”, – сказал эксперт.
Кто кому бенефициар
Однако существуют серьезные опасения, что реальные изменения в секторе электроэнергетики не произойдут. Причина – коррупция, пронизавшая все сферы экономики и общества в Украине.
“Все лежит в плоскости подзаконных нормативных актов. Когда реформировали рынок газа, мы получили схему субсидий – шикарнейшую коррупционную схему. Что мешает то же самое рукой водящей сделать в электроэнергетике? Если будут приниматься решения только о росте тарифов без изменений правил игры на рынке, ничего не будет, это будет и дальше чистой воды грабеж”, – отметил Валентин Землянский.
Михаил Гончар также предупреждает о коррупционных рисках. “Можно принимать распрекрасные законы, но решить вопрос реформирования отдельно взятой отрасли в отрыве от недостаточной реформированности экономики в целом не удастся. Нельзя создать отдельный энергетический рай, когда вокруг будет экономическое пекло. Потому что, если у нас все вытекает через офшоры, будет дырявое решето и будет простор для коррупционных схем”, – сказал он.
По словам эксперта, сегодня в стране не действуют законы об экономической конкуренции и Антимонопольном комитете. “Антимонопольный комитет в упор не видит монополизации рынка тепловой энергетики (компании Рината Ахметова) рынка дистрибуции газа (Дмитрий Фирташ)”, – отметил Гончар. По его словам, формально можно в рамках закона отделить продажу газа или электроэнергии от их транспортировки, но “при этом один и тот же собственник облагаза или облэнерго, действуя из офшора, создает с десяток фирм, которые вроде бы конкурируют между собой, а на самом деле у них один конечный бенефициар”.