Новости экономики

Лишь 10 % украинцев смогут позволить себе что-нибудь, кроме еды и одежды, – социолог

Ранняя весна позволила украинцам со спокойной душой отказаться от походов по магазинам, выбрав прогулки на свежем воздухе. Из-за подскочивших в последние недели цен шопинг перестал радовать.

Об этом сообщает Глеб Вышлинский, заместитель директора исследовательской компании GfK Ukraine.

“Лишь 10 % украинцев смогут позволить себе что‑нибудь, кроме еды и необходимой одежды.

В феврале индекс потребительских настроений, рассчитываемый GfK Ukraine, снизился до минимального с февраля 2009 года уровня — 41 пункта (по шкале от 0 до 200). При этом индекс, отражающий фактическое изменение благосостояния граждан, упал до самого низкого показателя за 15 лет — 27 пунктов. Подавляющее большинство опрошенных украинцев считают, что за последние месяцы их финансовое положение ухудшилось.

Несмотря на военные действия в Донбассе, потребительские настроения достаточно долго держались заметно выше минимума, достигнутого в кризис 2008–2009 годов. Главным образом их поддерживали позитивные ожидания развития экономики в ближайшие пять лет.

И, хотя в июне 2014 года конфликт на Востоке набирал обороты, впервые за многие годы именно в этом месяце процент украинцев, уверенных в том, что дела в стране движутся в правильном направлении, превысил число считающих наоборот.

Однако каждый новый виток российской агрессии в Донбассе наносил удар по настроениям граждан. Впервые это произошло в августе-сентябре, затем — в январе. Оба раза обострение на фронте приводило к девальвации гривны.

Осенью ее удалось подавить за счет валютных резервов Нацбанка, и на цены она повлияла минимально. Но в январе-феврале из‑за отсутствия резервов и запоздалой реакции НБУ спекулянтам удалось в полной мере раскачать не только валютный, но и товарный рынок. В результате стоимость продуктов питания за два месяца поднялась, по данным Госстата, более чем на 10 %.

Усталость украинцев от войны и кризиса впервые после избрания президентом Петра Порошенко подорвала доверие к власти. К февралю доля уверенных в том, что страна движется в правильном направлении, сократилась до 18 %, что вдвое меньше летнего пика. Доля не доверяющих президенту и премьеру превысила количество тех, кто им доверяет. Среди трех наиболее беспокоящих проблем украинцы называют противостояние на востоке (78 % опрошенных в феврале), а также рост цен и нестабильность валютного курса (до 45 % респондентов).

В отличие от войны, где большинству очевидна вина России, ценовая и валютная нестабильность воспринимается не просто как вина властей, но как злой умысел. В свое время участники фокус-групп объясняли инфляцию “сговором властей и олигархов с целью обобрать простой народ”. Вряд ли за прошедшие годы мнения сильно изменились. Да и оснований так считать не убавилось — украинская экономика остается крайне монополизированной. Чем еще, например, можно объяснить одинаковое изменение одинаковых цен на бензин в трех принадлежащих разным владельцах сетях ОККО, Wog и Socar в ночь между 7 и 8 марта, когда курс валют не менялся?

Усугубляет ситуацию то, что девальвация гривны и рост цен на 35 % за последний год начали все сильнее бить по покупательной способности граждан. Согласно данным Госстата, номинальные доходы граждан за 12 месяцев выросли на 4 %, но с учетом коррекции на инфляцию упали на 9 %. Опрос GfK Ukraine показал, что в III квартале доля тех, кому хватает средств лишь на питание, составила 42 %. К февралю, после некоторого улучшения в конце 2014 года, этот показатель достиг 48 %. Доля же тех, кто может себе позволить что‑то, помимо еды и необходимой одежды, в первые месяцы 2015 года упала до 10 %.

В наибольшей степени обеднение граждан ударило по рынкам импортных товаров длительного пользования. По данным AUTO-Consulting, продажи новых автомобилей в 2014 году упали в Украине более чем вдвое. Немногим лучше обстоит ситуация на рынке бытовой техники и электроники, где даже в гривнах падение в прошлом году составило 3 %, а в штуках — свыше 20 %. И лишь рынку товаров повседневного спроса удалось в прошлом году вырасти на 6 % в гривнах, но и тут физический объем сократился на 4 %.

Этот год не будет простым ни для потребителей, ни для бизнеса. Объявленное повышение тарифов на газ, отопление и электроэнергию станет болезненным для семей со средними доходами, не имеющих права на субсидии. Хотя именно эти потребители наиболее важны для большинства рынков.

Единственная возможность для власти удержать доверие в таких условиях — ограничить заработки тех, кто наживается на нестабильности. Борьба с монополистами и жесткая политика НБУ должны остановить раскручивание гиперинфляции. В противном случае инфляционный вал довершит дело Путина.”

По материалам Новое время
helen