С 1 июля 2015 г. газораспределительные, они же — газопоставляющие, компании Украины, или облгазы, которые в основном принадлежат либо контролируются Дмитрием Фирташем и Ринатом Ахметовым, теоретически должны быть лишены лицензий на продажу газа непосредственно потребителям. Потому что эти же компании транспортируют газ по распределительным сетям, по сути, им население и платит за обслуживание газосетей и за доставленный газ.
Об этом пишет редактор отдела экономической безопасности Алла Еременко. Автор отмечает, что это не реприватизация в прямом смысле слова, так как облгазы управляют газовыми сетями, которые остаются в собственности государства. Дело в том, что принятый парламентом Украины 9 апреля 2015 г. Закон “О рынке природного газа”, учитывающий требования Третьего энергопакета, предписывает, что функции распределения и продажи газа газораспределительными и газоснабжающими компаниями (эти функции в каждом конкретном случае до сих пор совмещает одна компания) должны быть разделены.
Теоретически в будущем этот сегмент должен стать конкурентным рынком, как в цивилизованных странах, например в ЕС. Теоретически реформирование рынка распределения и продажи газа позволит выйти на этот рынок всем компаниям, располагающим ресурсами природного газа. Отказать им в доступе к газораспределительным сетям нынешние и будущие облгазы не смогут.
Впрочем, “Газпром” преподал всей Европе поучительный урок, зарезервировав на будущее мощности всех доступных ему газопроводов в Украине, Беларуси и Европе. Поэтому практически облгазы сегодня действуют на упреждение: начали массовую кампанию перезаключения и составления новых договоров на поставку газа. Автор объясняет, зачем это облгазам, к чему такая срочность и активность: “Допустим, найдется другой желающий поставлять нам с вами газ (по аналогии с попытками “большого” реверса в Украину через Словакию). И это будет не облгаз, или “Нафтогаз”, или “Газ Украины”, или кого там еще намерено создать правительство. Но чтобы поставить газ покупателю, его продавец обязан сначала подать заявку, что ему нужно столько-то “места” в распределяющем трубопроводе. Согласно закону не пустить газ от третьего лица в “трубу” никто не может, доступ свободный.
Правда, если есть “место”. Вот тут-то облгазам и потребуются договоры с каждым из нас — это законный способ зарезервировать себе место в трубе и заодно, если получится, не допустить конкурентов: мол, свободных мощностей нет и не предвидится”. “Кто окажется проворнее в резервировании “впрок”, пока неясно. Но для облгазов остаться на рынке, к тому же в двух ролях — поставщиков и транспортирующих организаций, жизненно важно”, – отмечает Еременко.