В 2017 году Украине понадобится $5-10 млрд внешнего финансирования, которые взять будет негде, кроме как у международных кредиторов
Среди 12 требований МВФ к Украине, которые содержатся в предварительной версии меморандума, обнародованной 16 января, есть два, которые выполнить почти невозможно.
По мнению экспертов, продажа земли и пенсионная реформа станут главными камнями преткновения при выполнении договоренностей с Фондом. И хотя окончательного варианта документа, по словам руководителя фракции БПП в парламенте Игоря Грынива, нет. Он признает, что соответствующие переговоры с Фондом ведутся.
Пусть окончательные договоренности еще не достигнуты, но, как отмечает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, новые требования МВФ могут оказаться непосильной политической ношей для украинской власти.
В 2017 году Украине понадобится $5-10 млрд внешнего финансирования, которые взять будет негде, кроме как у международных кредиторов. МВФ демонстрирует все более жесткий прагматичный подход при выделении очередного транша. Это связано как с низким выполнением предыдущих обещаний украинского правительства, так и с приходом новой администрации в Белый дом.
“Прагматизм растет. Кто будет платить деньги строительной бригаде, если она из пяти пунктов работ выполнила только два? Меморандум с МВФ — это обычный контракт и относиться к его выполнению следует также, но то, что правильно с экономической точки зрения, бывает очень трудно выполнить на практике. Пример тому — пенсионная реформа”, — заметил Олег Устенко.
Пенсия или жизнь
По словам экспертов, властям не удалось провести даже параметрическую пенсионную реформу, то есть отказаться от льготного выхода на пенсию, ограничить ее максимальный уровень и т.п. В результате на конец 2016 года дефицит ПФ достиг 6,4% ВВП Украины.
“Это абсолютно ненормальная ситуация, когда 100 работающих содержат 120 пенсионеров. Любая система начала бы пробуксовывать уже при 100 работающих на 80 пенсионеров”, — уверен Устенко.
Напомним, действующий проект Меморандума МВФ предусматривал принятие закона о пенсионной реформе до конца декабря 2016 года. Этого не произошло, поэтому Фонд ужесточил требования и требует принятия этого закона до конца марта 2017 года.
Этот так называемый “маяк” выполнения программы с МВФ предусматривает постепенное повышение пенсионного возраста: для мужчин — на четыре месяца каждый год, начиная с июля 2017, для женщин — на шесть месяцев после 2021 года, до тех пор, пока для обеих категорий пенсионный возраст достигнет 63 лет — в 2027 году. Также ожидается повышение рабочего стажа до 25 лет с января 2017 года с введением минимального страхового стажа на уровне 16 лет.
В правительстве пока отрицают возможность повышения пенсионного возраста. В частности, об этом заявил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко.
По его словам, таких обязательств нет ни в Меморандуме с МВФ, ни в обязательствах перед другими организациями. Кроме того, повышение пенсионного возраста для женщин, начатое в 2011 году, никак не повлияло на сокращение дефицита ПФ. По словам вице-премьера, проблема Пенсионного фонда заключается низких доходах населения.
“На сегодняшний день более 50% работающих граждан или не платят налоги в Пенсионный фонд, или уплачивают их не в полном объеме”, — утверждает Розенко.
Олег Устенко отмечает, что правительство может ничего не делать, но тогда придется поставить крест на получении кредитов. Тогда надо быть готовым к кризису существующей пенсионной системы. Результатов может быть два: как в некоторых странах Средней Азии, пенсий не будет, а обеспечение пенсионеров ляжет исключительно на плечи их детей, либо всем будут платить минимальную пенсию, независимо от выслуги лет и прочих критериев.
“Боюсь, украинский менталитет не готов к реализации этих сценариев. Поэтому остается самый сложный, но реальный путь — перезапустить экономику, чтобы она росла от 5% в год”, — считает Устенко.
Идти на повышение пенсионного возраста сложно из-за малой продолжительности жизни среднего украинца. Поэтому министр социальной политики Украины Андрей Рева считает, что отмена всех пенсионных надбавок и возможность “покупки” недостающего для получения пенсии страхового стажа, даст возможность устранить дефицит ПФ уже в 2024 году. В частности, 15 лет страхового стажа будут стоить приблизительно 130 тыс. грн или примерно по 704 грн взносов за каждый месяц стажа. Также предлагается законом запретить пенсионерам одновременно работать и получать пенсию.
Пенсии за выслугу лет (как и сейчас 25 лет) предполагается оставить только для военнослужащих. По замыслу авторов пенсионной реформы, до 60 лет пенсию военнослужащие будут получать из госбюджета, а потом — из Пенсионного фонда.Предполагается, что такой законопроект будет подан в марте, а вступит в силу в июле 2017 года.
Земельный вопрос
Еще один проблемный маячок от МВФ — земельная реформа, предполагающая продажу земли сельхозназначения. Подать закон о рынке земель в парламент власть обязывалась еще к концу сентября прошлого года. Новый ориентир от МВФ теперь указывает на конец марта 2017 года, когда закон о рынке земель должен быть принят.
“Запуск полноценного рынка земли — катастрофически сложное решение с политической точки зрения. Но МВФ прав: земля может стать ресурсом для привлечения инвестиций в страну. Ведь $2-3 млрд ожидаемых в 2017 году — это капля в море”, — поясняет Олег Устенко.
По словам руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, условно существует два лагеря: противников и сторонников продажи земли. Поэтому земельный вопрос будет очередной разменной монетой в политических торгах.
Олег Устенко напоминает, что в парламенте есть антилобби введения рынка земли в Украине. Например, большим агрохолдингам будет сложно найти средства для покупки той земли, которую они сейчас арендуют.
“Есть несколько законопроектов в Раде, которые при наличии политической воли могут быть приняты. Часть из них была зарегистрирован в конце прошлого года”, — сказал UBR.ua Забловский.
По его словам, продажа земли может стать драйвером развития экономики. Например, сейчас банки не могут кредитовать под залог земли. Что тормозит развитие аграрных предприятий.
Эксперты считают, что власти будут искать разумный компромисс. Возможно вводить переходной период до полного открытия рынка земли, пока будет наведен порядок с госреестрами и земельным кадастром. Как вариант — на начальном этапе продажа земель госсобственности по понятной процедуре.
Президент Украинской аграрной конфедерации (УАК) Леонид Козаченко считает, что для начала можно было бы на год ввести экспериментальную продажу земли в двух областях. Например, в центре и на западе страны. И на основе полученного опыта доработать закон.
“Главное, чтобы в законе о продаже земли были прописаны нормы, которые применяли в свое время восточноевропейские страны: сколько земли можно сосредоточить в одних руках, могут ли покупать ее иностранцы или юридические лица, у кого приоритет на покупку (местные жители, арендаторы и т.п.)”, — отметил UBR.ua Козаченко.
По его словам, если не учитывать эти нюансы, то среди покупателей будет очень мало украинских граждан. Поэтому, как в Восточной Европе, надо ввести мораторий на 10 лет на продажу иностранцам и юрлицам.
Пока предложенные законопроекты (№5535 и №5535-1), как отмечает глава земельного подкомитета Аграрного комитета ВР Олег Кулинич, оставляют много возможностей для рейдерства и скупки земель транснациональными корпорациями.
Остальное на потом
Что касается остальных маяков в проекте меморандума, то, по мнению экспертов, в большей или меньшей степени, их выполнение носит технический характер или они могут быть выполнены частично.
Скажем, требование провести аудит Приватбанка при помощи международной компании с хорошей деловой репутацией, по мнению экспертов, не должна вызвать существенных трудностей. Возможны технические задержки, связанные с проведением тендера на выполнение аудита.
“Правительство не пойдет на обострение, так как максимально заинтересовано в продолжении сотрудничества. Будут идти на уступки и договариваться для принятия окончательного решения”, — говорит Забловский.
Например, для создания законодательного поля для работы антикоррупционных судов можно принять точечные решения, продемонстрировать работу в нужном направлении.
То же касается монетизации субсидий, когда нет четко определенного одного закона, который надо принять. Скорее всего, будет принят ряд решений, которые покажут, что мы движемся в нужном направлении. То есть, существует возможность для маневра.
Единый реестр получателей соцвыплат может также стать острым вопросом, так как все, что касается социальной сферы, жестко мониторится МВФ.
“Не исключено, что деньги нам выделят, если будет выполнено несколько ближайших маяков, например, по земле и пенсионной реформе”, — сказал Забловский.
Олег Устенко добавляет, что Кабмин и Верховная Рада частично могут выполнить требования меморандума и МВФ будет говорить, что Украина остается в программе финансирования.
“Без денег МВФ мы подадим очень плохой сигнал для любых инвесторов, при этом наращивая госдолг и вместо роста экономики закладывать основы нового экономического кризиса, который может наступить в 2018 году”, — уверен Устенко.