Украина переживает очередной сырьевой коллапс, как это уже было в 1998–1999-х и 2008–2009 годах, пишет доктор экономических наук Сергей Кораблин (Институт экономики и прогнозирования НАН Украины).
“Сырьевая рецессия возобновилась в 2012 году. Падение цен на украинский экспорт продолжалось четыре года, вплоть до последнего момента. За это время гривня обесценилась к доллару втрое, внешний долг превысил 130% ВВП. Государство его обслуживать не может, реструктуризирует, снова ищет помощи МВФ и любых других кредиторов”, – пишет он.
“Это и есть бизнес-цикл по-украински, в который мы все глубже погружаемся последние 25 лет… Парадокс, между тем, в том, что под сырьевой цикл у нас заточена не только вся хозяйственная жизнь, но и экономическая политика”, – резюмирует экономист.
Единственный реальный выход из сырьевой западни — развитие обрабатывающей промышленности. Но, отмечает Кораблин, промышленной стратегии у Украины сегодня нет.
А экономическая политика в Украине является “политика полной зависимости” — от воли кредиторов и сырьевой удачи. А еще… от погоды, как в средние века: “мы ведь теперь привязаны к урожаю кукурузы и пшеницы”.
Он отмечает, что отечественное монетарное и бюджетно-налоговое регулирование не способно противостоять сырьевой рецессии.