Новости экономики

Бьет по карману: кто в Украине очень сильно пострадал от инфляции

В январе инфляция ускорилась до 28,5% годовых. Пока что рост цен больше других ощущает средний класс, но в итоге сильнее всего пострадают самые бедные

Об этом сообщает

В прошлом году инфляция в Украине десятую долю процента не дотянула до показателя в 25%. Причины известны и очевидны: пустая казна, что вылилось в девальвацию гривни, российская агрессия и аннексия Крыма, крайне сложная экономическая ситуация. Эти проблемы никуда не делись и в 2015-м: пророссийские боевики продолжают терроризировать Донбасс, улучшения экономики не видно, правительство снова вынуждено одалживать деньги, чтобы избежать дефолта. Очевидно, что в таких условиях инфляция неизбежна. Но январское подорожание показало, что рост цен может оказаться даже хуже самых пессимистичных прогнозов.

Новые высоты

По данным НБУ, в январе 2014-го инфляция составила 3,1%, а темпы роста инфляции в годовом исчислении увеличились до 28,5%. Во многом рост индекса потребительских цен (ИПЦ) связан с прошлогодней девальвацией. “Собственно, обвал гривни и разогнал инфляцию, – считает начальник аналитического департамента консалтинговой компании ААА Мария Колесник. – Девальвация стала “пусковым механизмом” роста цен, и это продолжает сказываться и сейчас”. Большая часть товаров, в себестоимости которых значительная доля импортных составляющих, подорожала ровно на величину инфляции – примерно в 2,5-3 раза. По наблюдениям Колесник, другие категории продукции стали дороже примерно на 30%.

Впрочем, сыграли свою роль и другие факторы: так, по данным исследования компании GfK Украина, индекс потребительских ожиданий в январе 2015-го упал сразу на 6,7%. То есть украинцы не верят, что ситуация в ближайшее время начнет улучшаться, и продолжают готовиться к затяжному кризису. Примечательно, что на столь резком ухудшении ожиданий отразилось, в первую очередь, ухудшение материального положения – на 8,8% снизился индекс личного благосостояния, на 6,8% – оценка целесообразности дорогих покупок.
Девальвация стала “пусковым механизмом” роста цен, и это продолжает сказываться и сейчас

Несмотря на это, старший научный сотрудник Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИПК) Виталий Кравчук считает, что запланированные правительством 26% инфляции – вполне реальный показатель, если не будет дальнейшего резкого падения гривни. “В прошлом году национальная валюта обесценилась вдвое, в этом году – пока на треть, – объясняет эксперт. – Поэтому влияние девальвации на разгон инфляции должно быть слабее”.

Кому больнее

Инфляция – несправедливый налог, который платят все. Обычно при росте цен наиболее уязвимыми оказываются беднейшие слои населения. В Украине пока что ситуация несколько иная, опять-таки из-за стремительной девальвации и кратного ей подорожания импорта. “В потребительской корзине людей, получающих минимальную или близкую к ней зарплату, как правило, мало импортных и дорогостоящих продуктов, – уточняет Кравчук из ИЭИПК. – Цены на социальные товары украинского производства выросли заметно меньше, чем на продукты с высокой степенью обработки, зависящие от импортных составляющих или оборудования”.
Когда инфляция за два года превышает 50% – есть риск получить гиперинфляцию в стиле 1990-х со всеми вытекающими последствиями

Мария Колесник обращает внимание, что рост цен на некоторые социальные продукты (например, хлеб) объясняется тем, что зерно – основной экспортный товар Украины. “У трейдеров есть выбор: продать товар на мировом рынке за твердую валюту или продать его за гривни на хлебозаводы, – рассказывает эксперт. – Значительным разрыв между мировой и внутренней стоимостью сырья быть не может, иначе никто зерно внутри страны продавать не будет. Соответственно, девальвация гривни толкает цены вверх и внутри Украины”.

Так что больше всего инфляцию почувствует средний класс. “Эта категория потребителей уже привыкла покупать определенное количество импортных товаров, и резкий рост цен весьма сильно по ним ударил”, – отмечает Виталий Кравчук.

Так, продукты питания с высоким уровнем обработки (готовые продукты) подорожали за прошлый месяц на 4% (32% в годовом исчислении). Еще быстрее растут цены на непродовольственные товары (кроме одежды и обуви) – 38,3% в годовом исчислении.

Дорожают сырые продукты питания (мука, мясо и рыба, яйца, овощи и фрукты и т.д.). По подсчетам НБУ, за месяц цены на них выросли сразу на 5,1%, а овощи и фрукты подорожали на 17,8 и 13,5% соответственно.

Свой вклад в рост цен внесло и правительство: налоговые новации (в первую очередь, введение 5%-го акциза на продажу алкоголя и табака) также усилили инфляцию. Курильщикам и ценителям алкоголя предстоит смириться с ростом цен на 32,6% в годовом исчислении.

Впрочем, платить больше приходится не только любителям вредных привычек. Рост коммунальных тарифов также сильнее всего отразится на украинцах со средними доходами. “Конечно, тут нужно учитывать, что средний класс станет тратить на коммуналку больший процент доходов, но для условных “бедняков” даже минимальное повышение тарифов значительно болезненнее”, – размышляет Мария Колесник. С другой стороны, для малообеспеченных предусматриваются адресные субсидии, а вот “середнячкам” таких льгот не положено.

Цены к звездам

Помимо резкого подорожания, бьющего по кошельку населения и снижающего покупательную способность украинцев, существует еще одна опасность. Когда суммарная инфляция за два года даже по запланированному правительством плану превышает 50% – есть высокий риск сорваться в гиперинфляцию.
Если в ближайший месяц НБУ так и не сможет продемонстрировать украинцам свое влияние на экономику и гривню, заявленные Минфином 26% инфляции удержать не удастся

Пока что эксперты, такой вариант развития событий оценивают как сравнительно маловероятный. “Многое зависит от политики и действий НБУ, – говорит Мария Колесник из ААА. – Нужны четкие сигналы рынку и гражданам, что ждать от финансового регулятора, как будет изменяться курс и монетарная политика Нацбанка”. По ее мнению, если в ближайший месяц НБУ так и не сможет внятно продемонстрировать украинцам свою способность эффективно влиять на экономику и гривню, заявленные Минфином 26% инфляции удержать не удастся.

Схожей точки зрения придерживается и Виталий Кравчук. “Объективных причин для гиперинфляции в 2015 году нет, – утверждает он. – Но далеко не все в украинской экономике определяется объективными причинами. К примеру, срыв финансирования от западных доноров может мгновенно разогнать инфляцию”. В то же время ежегодное подорожание на 25% и более уже несет немало рисков для экономики. В частности, возникает необходимость пересмотра стоимости активов, долговых обязательств, возникает угроза раскручивания инфляционно-валютной спирали, что приведет к дальнейшему обесцениванию гривни и росту цен.

kuznecov