Новости экономики

«Крупнейшая катастрофа с распада СССР»: России пророчат «экономический Чернобыль»



В то время как число заболевших коронавирусом в России продолжает расти по экспоненте, а цены на российскую нефть Urals не могут подняться выше 20 долларов за баррель, прогнозы по российской экономике становятся все мрачнее.

«Тройной удар» из рухнувших нефтегазовых доходов, массовой остановки предприятий на карантин и отсутствия сопоставимой с Западом поддержки от государства, сулят российскому ВВП провал, сравнимый с кризисом начала 1990х.

Если развитие эпидемии не удастся быстро взять под контроль, а государство не придет на помощь потребителям, по итогам года ВВП России может сократиться на величину до 10,2%, прогнозирует McKinsey & Co. Экономическая яма по глубине превзойдет и дефолт 1998 года (-5,3%), и мировой финансовый кризис-2008-09 (-7,8%).

Карантин обрушит экономику на 20-45% в апреле, следует из прогнозов Альфа-банка, Райффайзенбанка, ING и Citi. По итогам квартала экономика упадет на 18%, а россияне потеряют практический каждый пятый рубль реальных располагаемых доходов (-17,5%), оценивает Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ.

Бедневшим 6 лет подряд гражданам предстоит пережить еще один шоковый обвал уровня жизни. В сценарии с отложенным восстановлением экономики потребление просядет на 10,3% год к году, а к докризисным уровням ВВП вернется только в 2023 году, прогнозирует McKinsey.

Кризис в кошельках по принципу домино грозит сдетонировать «взрывом» в банковской системе, для которой кредитование населения стало едва ли единственным растущим бизнесом.

Выдав физлицам 7 триллионов рублей новых займов за три года, банки столкнутся с ростом просрочки в 5-7 раз, прогнозирует McKinsey. В денежном выражении это 4-4,8 триллиона рублей не погашенных во время платежей.

Одновременно становится реальной угроза дефолтов по кредитам ритейлеров, компаний сферы услуг, коммерческой недвижимости, туризма и авиаперевозок, а также отток вкладов, для купирования которого ставки, возможно, придется повышать на 2-5%, считают в MacKinsey.

Капитуляция на нефтяном рынке после скоротечной, но разрушительной ценовой войны с Саудовской Аравией, отбросит страну в прошлое на десятилетия. Сокращение добычи нефти, на которое согласилась Россия в рамках новой сделки ОПЕК+, «может стать самой серьезной экономической катастрофой с момента распада СССР», считает Кирилл Тремасов, глава аналитического департамента «Локо-Инвест».



Соглашение предполагает, что уже в мае-июне добыча нефти в России должна упасть с 11,2 до 8,5 млн баррелей в сутки, минимума с 2002 года; во втором полугодии может увеличиться до 9 млн б/с, а с января 2021 по апрель 2022-го – до 9,5 млн б/с.

«Технологические особенности добычи нефти в РФ (в отличие от Саудовской Аравии и американских сланцевиков) таковы, что остановка скважины на несколько месяцев ведет к потере этой скважины, восстановление добычи после длительного простоя может быть просто невозможным, либо слишком дорогим. Как Россия выполнит взятые на себя обязательства, непонятно», – недоумевает Тремасов. Но если они будут выполнены, это будет означать, что добыча в этом году сократится на 12,5%, до 490 млн тонн, а в следующем упадет ещё на 3,5% – до 473 млн тонн.

Следом неизбежно посыпется нефтепереработка с сокращением рабочих мест и обвальным падением инвестиций. «Пострадают сервисные компании и огромное количество поставщиков (металлурги, трубники, производители строительных материалов, машиностроение). Нет сомнений, что падение добычи ожидает также газовиков, угольщиков, по большому счету – все добывающие отрасли столкнутся с сокращением спроса», – рассуждает Тремасов.

По его оценке, только прямой эффект от падения добычи нефти и газа означает сокращение промышленного производства в 2020 году на 5% и ВВП – на 1,2%. «С учетом вторичных эффектов эти цифры можно смело умножать на два. А ведь независимо от нефтяников в этом году пострадают и другие отрасли, прежде всего – сфера услуг», – говорит эксперт.

Рецессия 2020 года будет более глубокой, чем в 2009 году во время мирового финансового кризиса, пишут аналитики Nordea. Страны потеряет 10% экспортных валютных доходов и будет вынуждена расстаться с 25% импорта, который состоит преимущественно из потребительских товаров и технологий.

«К началу текущего кризиса реальные располагаемые доходы населения по официальной статистике так и не вернулись к уровню 2013 года. Вероятный новый виток снижения доходов создает риски того, что возврат к докризисному уровню потребует еще больше времени», – предупреждает главный экономист Nordea Татьяна Евдокимова.

innika