Новости экономики

Удалось ли Нацбанку вытянуть Украину из экономической ямы

Ужесточение монетарной политики и кредит от МВФ могут помочь Украине выбраться из экономической ямы, в которой она находилась последние два месяца.

Такое мнение выразил шведский экономист Андерс Аслунд.

Угроза глубочайшего финансового кризиса, с которой Украина столкнулась в феврале, была временно отодвинута благодаря недавним действиям Киева. Говорить о том, что Украина выкарабкалась, еще рано, но у нее появилось время на реформы.

2 марта украинский парламент проголосовал за восемь законов, принятия которых требовал МВФ взамен на свою финансовую помощь. 11 марта Международный валютный фонд может одобрить двухлетнюю программу помощи Украине, договоренность о которой с правительством была достигнута еще 12 февраля. Эта программа предусматривает выделение Украине $40 млрд кредита, $17,5 из которых будут получены от самого МВФ. Это может позволить государству выбраться из экономической ямы, в которой Украина провела последние два месяца.

Украинскому кризису предшествовали несколько событий. В январе обвалился курс национальной валюты, инфляция выросла до 28,5%, а промышленное производство сократилось на 21%. Что еще более важно, к концу месяца золотовалютные резервы Украины упали до $6,4 млрд. Скатыванию в кризис поспособствовало и то, что в октябре 2014 года ЕС заставил Украину отдать Газпрому $3,1 млрд по спорным долгам, чтобы не пострадали поставки газа в страны Евросоюза.

Но средств на это ЕС не выделил, а с резервами на уровне месячного объема импорта говорить о стабильности валюты не приходится. Во второй половине января гривна рухнула, что привело к паническому сметанию товаров в украинских магазинах. Кульминации происходящее достигло 23 февраля.

Даже заключения договора с МВФ в прошлом месяце оказалось недостаточно, чтобы остановить панику. Были необходимы три дополнительных фактора. Во-первых, правительству нужно было уменьшить дефицит бюджета. Во-вторых, МВФ должен был предоставить значительные средства. В-третьих, НБУ должен был ужесточить монетарную политику. Теперь украинское правительство и Нацбанк выполнили свою задачу; МВФ, похоже, также намерен сдержать слово. Кроме того, запущенные серьезные реформы – дерегуляция и модернизация управления государственными компаниями – должны поспособствовать экономическому росту уже в следующем году.

Самым важным из законов, принятых парламентом 2 марта, были поправки в бюджет. Официальный дефицит бюджета не должен превышать 4,1% ВВП, но общий дефицит, включающий рекапитализацию банков и долги Нафтогаза, в этом году дойдет до 8,8% – по сравнению с 13,5% в прошлом году. За этот закон проголосовало 273 депутата.

Следующее ключевое изменение – повышение тарифов. Этот закон предусматривает отмену энергетических субсидий к апрелю 2015. В апреле цена на газ для домохозяйств должна вырасти на 280%. За два года тариф должен вырасти примерно в 3,5 раза. Это самый решительный шаг против коррупции, который когда-либо предпринимался в Украине, поскольку многие в стране сколотили капитал именно на покупке газа по низкой цене у государства и последующей его перепродаже по рыночной.

Наиболее политически болезненный закон сокращает часть пенсий, выплаты по которым в прошлом году составили 16% ВВП. Выплаты работающим пенсионерам сократились на 15%, пенсионный возраст для женщин был повышен с 57 до 60 лет, теперь для получения пенсии нужен более значительный стаж, база для расчета пенсий также была уменьшена. Государство сможет сэкономить значительные средства на этом законе – но он был настолько спорным, что приняли его всего 238 голосами и с четвертой попытки.

Остальные законы касались разнообразных аспектов налогообложения. Кроме того, был принят закон, который обязывает банки раскрывать своих бенефициаров.

На фоне этих решений НБУ значительно ужесточил свою монетарную политику. Ключевая учетная ставка увеличилась с 19,5% до 30% в год – это немного выше, чем нынешний уровень инфляции. Регулятор увеличил требования к гривневым резервам коммерческих банков, а также поднял процент обязательной к продаже валюты для экспортеров до 75%. НБУ признал проблемными еще несколько банков, включая четвертый по величине в Украине Дельта-банк.

Ключевыми игроками, которые разработали эти законы и провели их через парламент, были премьер-министр Арсений Яценюк и министр финансов Наталья Яресько. Блок Петра Порошенко проголосовал за, а три младших партнера по коалиции сначала выражали весьма популистские протесты, особенно в процессе принятия закона о пенсиях.

В свою очередь, МВФ планирует официально утвердить программу помощи Украине 11 марта. Первый транш должен быть проведен уже на следующий день. Скорее всего, речь идет о $5 млрд, хотя есть предположения, что сумма может оказаться и больше. Это помогло бы Украине увеличить свои золотовалютные резервы и стабилизировать нацвалюту. Яценюк заявил, что еще $3,5 млрд будут предоставлены другими партнерами сразу после того, как МВФ утвердит программу помощи.

В последнюю неделю февраля гривна начала активно укрепляться, поднявшись с 40 за доллар до 26. После транша от МВФ укрепление может продолжиться. Тем не менее, есть три основных риска, которые могут помешать прогрессу Украины. Первый – российская военная агрессия. Второй – то, что международное финансирование может оказаться незначительным. И, наконец, украинским властям осталось внедрить все те законы, которые они так храбро приняли.

По материалам НВ/a>
innika