Восстановление российской экономики после самого продолжительного в этом столетии спада могло оказаться рекордно коротким.
По оценке JPMorgan Chase & Co., крупнейшего в США банка, темпы экономического роста в стране, являющейся крупнейшим в мире экспортером энергоресурсов, вероятно, были отрицательными на протяжении последних двух кварталов прошлого года, сигнализируя о технической рецессии, из-за неожиданной вялости в целом ряде сегментов, от потребления до промышленного производства.
Год к году валовой внутренний продукт все же увеличивается: центробанк оценивает темпы роста в 2017 году в 1,7-2,2 процента и прогнозирует сходные показатели в 2018 году. Официальных данных о динамике ВВП после третьего квартала еще не публиковалось.
“Рост был связан с рядом разовых факторов, влияние которых теперь сходит на нет, – говорит экономист Barclays Capital в Лондоне Лиза Ермоленко. – Разрыв между фактическим и потенциальным ВВП, по-видимому, практически ликвидирован, поэтому пространства для дальнейшего восстановления немного”.
Ухудшение показателей, произошедшее несмотря на восстановление цен на нефть, ставит экономику в уязвимое положение в начале нового года. В то время как усилия правительства оказали поддержку инвестициям в 2017 году – по оценке АО “Райффайзенбанк”, на долю четырех проектов с ведущей ролью государства пришлось более половины капитальных расходов, – некоторые из них завершатся уже в этом году.
Быстрый откат
Хотя, по прогнозу JPMorgan, “ослабление будет временным”, столь быстрый откат после преодоления спада в середине 2015 года подчеркивает дилемму, с которой может столкнуться президент Владимир Путин в попытке представить экономическую ситуацию как аргумент в свою пользу в ходе кампании по выдвижению на новый шестилетний срок на мартовских выборах.
Несмотря на устойчивость России к двойному вызову снижения цен на нефть и введения западных санкций, падение ВВП, по оценке госкорпорации “Внешэкономбанк”, ускорилось в месячном выражении со снятой сезонностью в сентябре, октябре и ноябре.
“Российская экономика сбавила обороты во втором полугодии после очень сильного первого полугодия, – сказал аналитик JPMorgan Анатолий Шаль. – Чрезвычайная слабость последних нескольких месяцев стала сюрпризом”.