Новости экономики

Власти решили отменить нормы ненавистного валютного декрета 1993 года

С 2017 года власть начнет постепенную отмену норм ненавистного валютного декрета 1993 года.

Как сообщил народный депутат от БПП и член комитета Верховной рады по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Руслан Демчак, целевая команда реформ (ЦКР) финансового сектора разрабатывает законопроект, который отменит действие валютного декрета 1993 года “О системе валютного регулирования и валютного контроля”.

“Мы анализировали законодательство по валютному регулированию Восточной и Западной Европы, сравнили его с украинским и мы значительно проигрываем. Поэтому новый законопроект должен отрегулировать действие декрета: отменит его и изменит базовые принципы валютного регулирования”, – сообщил нардеп.

В Национальном банке, который также входит в состав ЦКР, подтвердили эту информацию. “НБУ действительно планирует провести масштабную либерализацию всей системы валютного регулирования. Законопроект, который отменяет декрет о валютном регулировании – лишь одна из идей, которые сейчас обсуждаются рабочей группой”, – прокомментировали в пресс-службе Нацбанка.

Первое заседание рабочей группы, на котором рассматривался данный вопрос, состоялось в мае. Пока же готовится текст законопроекта, который обнародуют для обсуждения, по словам Демчака, уже через два месяца. Поэтому пока доподлинно только известно, как изменится система валютных взаимоотношений в стране.

Как сказал на текущей неделе директор департамента открытых рынков НБУ Сергей Пономаренко, регулятор выступает за создание единой системы валютного законодательства. То есть за создание, своего рода квази-декрета, который объединит и упростит существующее законодательство. Сейчас, по его словам, сфера валютного контроля регулируется 108 нормативно-правовыми актами.

Также, по словам Пономаренко, Нацбанк намерен устранить существующие пробелы в части полномочий регулятора, что необходимо для охвата всех сфер валютного регулирования и оперативного реагирования на изменение ситуации на валютном рынке.

Новое валютное законодательство, по словам Демчака, будет иметь принципиально новый подход к валютному регулированию и гарантировать свободное движение капитала на законодательном уровне. Как для инвестирования украинского бизнеса, так и для вывода средств за границу иностранцам и гражданам Украины не нужно существенно упрощать разрешительные процедуры и бюрократию со стороны регулирующих органов.

“Вывод капитала с Украины под мониторинг НБУ будет подпадать, но это будет происходить по принципу “молчаливого согласия”, будут полностью отменены валютные индивидуальные лицензии (которые резедентам нужно получать для вывода собственных средств за границу), увидим из текста законопроекта”, – сказал нардеп.

Парламентом данный законопроект, по словам нардепа, должен быть принят еще до конца 2016 года. Однако его имплементация не будет одномоментной, сразу же сообщает нардеп. С принятием валютного закона может быть также предусмотрен временный “либеральный мораторий”.

“Возможно, жесткое валютное регулирование, которое регулируется постановлениями НБУ и останется, но базовые законы будут изменены. Мы постепенными шагами будем идти к полной либерализации, то есть фактического отсутствия каких-либо ограничений”, – говорит Демчак.

Постепенный переход от пост-советских к цивилизованным нормам валютного регулирования имеет подоплеку, уверен экс-юрист департамента регистрационных вопросов и лицензирования НБУ Александр Ярецкий. “Время для того, чтобы внедрить такие изменения быстрыми темпами было упущено. В период 2006-2008 годов, когда у нас была стабильность в экономике и с национальной валютой и инвестициями можно было либерализовать валютное законодательство”, – говорит он.

С другой стороны, как отмечают собеседники НВ Бизнес, бороться с незаконным выводом капитала из страны и черными рынками валюты возможно только отменой валютных ограничений: чем больше ограничения, тем большим будет черный рынок, и наоборот. Как пример, эксперты приводят быстрый рост нелегальных обменных пунктов, которых только в Киеве существует свыше тысячи “киосков”. И которые активизировались, после введения Нацбанком в 2014-2015 годах ограничений на сумму обмена валюты и введение 1,5% налога с валютообменных операций.

Призывы к упрощению валютного регулирования, в частности отмены валютного декрета звучат давно. Нынешнее законодательство, как говорит Ярецкий, “дырявое”: оно создает препятствия для законопослушных граждан и среднего бизнеса, а те, кто имеет административные возможности и отношение к олигархическим группам или власти имеют и возможности обходить эти преграды.

Например, сегодня гражданам Украины, чтобы передать свои собственные средства за границу для оплаты обучения или лечения нужно получать разрешительные документы если сумма превышает эквивалент ₴15 тыс, что на сегодня составляет $600. И, в то же время, в прошлом году нардеп от Народного фронта Игорь Котвицкий смог вывести за пределы страны $40 млн, а Ощадбанк и НБУ эти операции пропустили, не проверив источник происхождения этих средств.

Опрошенные эксперты ожидают от власти отмены лицензий и разрешительных документов для перевода средств из Украины за рубеж и, наоборот, для инвестиций за границу (кроме, документа, который показывает источники происхождения средств), на открытие счетов за границей в иностранных банках, приобретения имущества и ценных бумаг, ожидают и отмены регулирования валютообменных операций.

“У нас 80-85% оборотных средств компании – это валютная выручка, и, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы эта валютная выручка была на счетах компании и мы переводили в гривну, когда будет необходимость. Более того, у нас все кредиты на сегодня в валюте, поэтому эти правила (обязательной продажи 65% валютных поступлений) для нас проблематичны”, – комментирует Алекс Лисситса, президент Украинского клуба аграрного бизнеса.

По его словам, полная либерализация валютного рынка чрезвычайно выгодна для компаний. Особенно, если регулятор не будет препятствовать выплате дивидендов иностранным инвесторам. Преференции для бизнеса в виде отмены валютного регулирования еще и дали бы возможность украинским предприятиям привлекать дополнительные ресурсы за рубежом для развития бизнеса.

В случае кризисных явлений в экономике, на примере Польши, эксперты рекомендуют не расширять полномочия НБУ, а лишь предоставить ему право притормаживать вывод капитала.

Валютный декрет, который еще именуют “декретом Звягильского” (Ефима, и.о. премьер-министра Украины в 1993-1994 гг.) был принят при построении финансовой системы Украины в целом и считается пережитком пост-советских взглядов, который за 22 года еще и обросло наслоениями новых законов и постановлений относительно контроля за валютным рынком.

Первый прототип законопроекта, который должен отменить валютный декрет и изменить принципы контроля и регулирования, уже был разработан в 2007 году. “Однако те, кто приходит к власти, всегда выступали против отмены лицензий и инструментов давления, – рассказывает Александр Савченко, экс-заместитель председателя НБУ (1991-1992 гг). – На этом зарабатывали большие деньги – для получения лицензии в НБУ нужно было заплатить “входной билет”, а потом уже просить лицензию. И так происходит 25 лет”.

helen