Новости экономики

“Смерть ОПЕК”: Нефти в мире стало слишком много, – эксперт

Выражение "смерть ОПЕК" давно превратилось из сенсации в банальную истину. Некогда могущественный картель потерял возможность манипулировать нефтяными ценами путем сокращения добычи. Нефти на мировом рынке стало так много – не в последнюю очередь благодаря "сланцевой революции" в США, – что любая попытка урезать объем добычи приведет к утрате части рынка. Его быстро оккупируют конкуренты.

В новой ситуации не могла не провалиться и идея замораживания добычи. По существу, членам ОПЕК обсуждать нечего ни с другими экспортерами, ни между собой. Появившиеся в печати предположения о том, что очередная встреча организации выльется в полемику между саудовцами и наращивающими добычу иранцами, не имеют под собой оснований: сессия ОПЕК на уровне министров нефти – не самое удобное место для выяснения двусторонних отношений. Об этом пишет Михаил Крутихин, партнер консалтинговой компании RusEnergy.

В отсутствии картельного сговора экспортеров наблюдателям отрасли остается два варианта действий. Во-первых, можно по привычке искать заговорщиков, якобы определяющих цены путем махинаций на рынке фьючерсов и деривативов. Метод вполне бесперспективный, поскольку рынок “бумажной” нефти с его прыжками и спотыканиями под воздействием сиюминутных новостей – всего лишь инструмент для выявления цены, а не фактор ее формирования.

Второй вариант требует серьезного анализа фундаментального фактора, то есть баланса спроса и предложения. Здесь нет места прогнозам на месяц, неделю и тем более на сутки. Цель – наметить среднесрочные и долгосрочные тенденции, влияющие на конъюнктуру: тенденции главным образом экономические, так как политические пертурбации и технологические революции прогнозированию не поддаются.

В этой системе координат бессмысленными представляются предсказания, опирающиеся на баланс спроса и предложения в данный конкретный момент. Когда, например, Goldman Sachs объявляет об исчезновении разницы между объемом поставок и потреблением нефти и на этом основании делает вывод о скором повышении цен, наблюдатели быстро понимают, что равновесие это недолговечно и крайне неустойчиво. Достаточно посмотреть на десятки танкеров, скопившихся возле портов назначения и неделями ждущих разгрузки. Переизбыток предложения никуда не делся, и лишнюю нефть не в состоянии поглотить даже Китай, закупающий ее не для потребления, а для формирования стратегического резерва.
Все обстоятельства, влияющие на уровень нефтяных цен, учесть невозможно (попробуйте предсказывать погоду на основании мониторинга каждой молекулы воздуха и воды на планете). Однако для общего понимания рыночной тенденции можно выбрать ограниченное число “реперов”, состояние которых производит на баланс спроса и предложения самое весомое воздействие.

Такой реперной точкой уже не может считаться ОПЕК и тем более отдельные участники бывшего картеля. Здесь долгосрочная перспектива ясна и особого анализа не требует. Все они намерены добывать и экспортировать по максимуму, прибегая к демпингу ради сохранения и расширения рыночных ниш. В восприятии этих стран на горизонте видна простая цель – вытеснить с рынка тех, у кого себестоимость не позволяет долго выдерживать потери на этой ценовой войне.

С точки зрения предложения ключевым объектом для наблюдения остаются Соединенные Штаты, где добыча углеводородов стабильно растет. Именно США стали на длительное время swing producer – то есть субъектом нефтедобычи, состояние которого оказывает определяющее воздействие на рынок. Тысячи американских компаний-операторов быстро реагируют на изменения конъюнктуры сворачиванием инвестиций и работ – и так же быстро возобновляют добычу при повышении цен.

Что же касается спроса, то здесь реперной точкой давно стал Китай, а там наметившееся замедление роста грозит сокращением потребления энергоносителей. Если китайцам не потребуется много нефти – а шансы на такое развитие событий все ощутимее, – с надеждой на превышение спроса над предложением придется распрощаться надолго.
Короче говоря, первостепенное внимание надо уделять американской добыче нефти и китайскому спросу на нее. Остальные игроки на рынке играют второстепенные роли. Если смотреть на “реперы”, то давление на нефтяные цены выглядит устойчивой тенденцией на пару десятилетий.

innika