Экономические проблемы двух партнеров по БРИКС во многом схожи: рецессия, нефть, Олимпиада. А главное - схожи траектории развития.
Импичмент президента Дилмы Руссефф привлек всеобщее внимание к Бразилии. Ведь тяжелый политический кризис охватил крупнейшее государство Южной Америки. И именно ему через три месяца предстоит устраивать такой глобальный праздник, как Олимпийские игры.
Россиян события в далекой экзотической стране особо не затронут. Тем не менее, происходящее представляет немалый познавательный интерес. Россию и Бразилию сближает далеко не только членство в группе БРИКС – у них куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд. Обе страны испытывают схожие социально-экономические проблемы. Но главное – у них схожие траектории развития. Именно поэтому они и создали свой клуб. Да и между бразильским и российским кризисами так много очевидных параллелей.
Сырьевая зависимость обрекла на глубокую рецессию
Полтора десятилетия назад, в начале нынешнего века, обе страны созрели для мощного экономического рывка. Собственно, именно тогда в стенах американского банка Goldman Sachs и была сформулирована новая инвестиционная идея – сделать ставку на четыре самые крупные и наиболее многообещающие развивающиеся страны: Бразилию, Россию, Индию и Китай (БРИК). И действительно, вскоре все они показали впечатляющий экономический рост.
Однако в 2012-2013 годах и в Бразилии, и в России этот бум закончился. Сегодня обе страны – в рецессии, тогда как Китай всего лишь замедлил темпы роста, а Индия их даже ускорила. Бразильский ВВП сократился в 2015 году на 3,8 процента, российский – на 3,7 процента. Текущий год обе экономики, согласно прогнозам, вновь завершат в минусе, хотя в Бразилии падение, судя по всему, будет более глубоким.
Обе страны экспортируют главным образом природные ископаемые и аграрную продукцию, причем их сырьевая зависимость за годы высоких цен на энергоносители и металлы только усилилась. Сегодня крупнейшей компанией Бразилии является полугосударственный нефтегазовый концерн Petrobras.
Обвал мировых нефтяных котировок не только больно ударил по доходам этого гиганта (и государственной казны), но фактически перечеркнул всю концепцию его перспективного развития, предполагавшую расширение дорогостоящей глубоководной добычи в Атлантике. В сопоставимой ситуации оказались и российские гиганты “Роснефть” и “Газпром”, сделавшие ставку на освоение труднодоступных месторождений в Сибири и в водах Арктики.
Население вновь стало беднеть
И в Бразилии, и в России экономический бум минувшего десятилетия обеспечили, наряду с высокими ценами на сырье, рядовые потребители, которые активно повышали свой жизненный уровень, поднимаясь, в том числе благодаря щедрой социальной политике, из низшего класса в средний. Сейчас в обеих странах пошел обратный процесс, усугубляемый девальвацией национальных валют и высокой инфляцией (в Бразилии она составляет порядка 10 процентов, в России – примерно 7-8 процентов).
В результате, потребительский рынок быстро сжимается, что особенно больно бьет по такой принципиально важной для обеих экономик несырьевой отрасли, как автомобилестроение. В Бразилии продажи легковых машин обвально снизились с 3,7 миллионов в 2013 году до менее 2,5 миллионов в 2015 году. Практически то же самое произошло и в России: за эти же три года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей рухнули на 45 процентов.
Поразительное сходство усиливает тот факт, что в обеих странах крупным производителем является немецкий концерн Volkswagen, переживающий тяжелый кризис из-за дизельного скандала. Так что если ему в целях экономии в обозримом будущем придется где-то свертывать производство, то весьма вероятно, что это произойдет именно в Бразилии и/или в России.
Коррупционный гнойник лопнул
Другая бросающаяся в глаза параллель: бразильцы уже провели чемпионат мира по футболу и готовятся принимать Олимпиаду, россияне уже приняли Олимпиаду и готовятся провести чемпионат мира по футболу. Судя по тому, что обе страны сейчас в рецессии, эти амбициозные мегапроекты, связанные с крупными расходами на строительство стадионов и инфраструктурных объектов, длительного положительного макроэкономического эффекта ни той, ни другой стране не обеспечили.
И еще одно крайне важное сходство: разгул бюрократизма и коррупции. Они буквально захлестнули страну, в один голос указывают немецкие эксперты, анализирующие нынешний кризис в Бразилии. Вряд ли стоит напоминать, что эти же проблемы крайне остро стоят и в России. О том, насколько раздут бразильский госаппарат, свидетельствует хотя бы тот факт, что в стране действует 31 федеральное министерство.
А о коррумпированности бразильской политической элиты говорит, к примеру, то, что под подозрением или под следствием находится примерно 60 процентов всех депутатов обеих палат парламента. В коррупции обвиняют и Дилму Руссефф, и ее предшественника, и ее преемника на посту президента, а главная компания страны Petrobras практически парализована крупным делом о взятках.
Но вот тут-то сходство между траекториями движения двух стран заканчивается. В Бразилии гнойник благодаря демократическим институтам, независимой юстиции и активности населения лопнул, и страну сотрясает политический кризис с трудно предсказуемыми последствиями, в России же по-прежнему царит политическая стабильность. Что в большей мере способствует оздоровлению экономики и общества, покажет будущее. Ясно одно: оба государства исчерпали возможности прежней модели развития и нуждаются в кардинальных реформах. В том числе и для того, чтобы сократить отставание от своих азиатских партнеров по БРИКС.
Андрей Гурков, Deutsche Welle (Германия)
Отмечу, что в России «по-прежнему царит политическая стабильность» – это пока. Однако в любой момент она может быть радикально нарушена.
Так, в апреле в американском издании Foreign Policy вышла статья, в которой высказано мнение, что путинская Нацгвардия сейчас готовится к «Московскому Майдану».
Аналитики частной американской разведывательной компании Stratfor тоже считают, что Путин создал Нацгвардию из боязни госпереворота. Поскольку, как компания предупредила в феврале, в Кремле зреет раскол, и Путина могут скинуть в любой момент.
Эксперты же из Литвы в январе высказали предположение, что в России будет сначала переворот, а потом революция (русский Майдан).
Более того, будущая судьба России может оказаться куда плачевнее, чем Бразилии.
Например, перед минувшим Новым компания Stratfor предсказала России вообще неизбежный распад в течение 10 лет.
А известный российский политик Григорий Явлинский в феврале этого года заявил, что Россия скатилась к Северной Корее и обречена на скорый распад.