Фонд госимущества будет по-новой судиться с СКМ за крупнейшего оператора фиксированной связи и интернета, который якобы был приватизирован с нарушениями.
Национализация Укртелекома откладывается. На следующий год. А, может быть, и вовсе навсегда. В конце прошлой недели стало известно, что Верховный суд поддержал кассацию дочерней компании СКМ (ЕСУ) и направил дело на повторное рассмотрение.
В Фонде госимущества, одержав победу в двух первых инстанциях еще в прошлом году (в октябре в хозяйственном суде, а в декабре — в апелляционном), надеялись на быстрый исход дела в пользу государства. Но итоговое рассмотрение спора откладывалось. Дотянули до лета. “Дочка” СКМ попросила суд заменить одного из трех судей в коллегии — Стратиенко, поставив под сомнение его непредвзятость и объективность. Якобы тот часто поддерживал ФГИ в других спорах.
Все совпало
Но компании Ахметова отказали в отводе судьи. “По странным стечениям обстоятельств после отказа один из членов коллегии заболел. И был назначен новый судья”, — отмечает собеседник, близкий к рассмотрению дела. Коллегия приняла решение уже в обновленном составе.
“Верховный Суд отправляет на новое рассмотрение в случаях, когда суды предыдущих инстанций при решения дела допустили какие-то процессуальные нарушения, которые он сам исправить не может”,- говорит управляющий партнер ЮК Jurimex Юрий Крайняк. Впрочем, какие именно нарушения это могли быть, пока неизвестно. Текста решения в открытом доступе нет. Крайняк добавляет, что в зависимости от тех предписаний, с которыми решение было спущено вниз, суд первой инстанции при повторном рассмотрении может быть серьезно скован в возможностях отступить от позиций, изложенных Верховным судом.
“Мы были в шоке. Не понимали, что могло повлиять на решение третьей инстанции. Мы откатились на две ступени назад. И теперь нужно начинать с начала”, — восклицает и.о. главы ФГИ Виталий Трубаров. По его словам, ведомство уже провело подготовительную работу по передаче предприятия в госсобственность. Ее теперь тоже придется делать повторно.
Следующий вопрос журналиста руководителю ФГИ: долго ли теперь придется ждать возвращения Укртелекома государству?
“Дольше года шел судебный процесс. Давайте на это и смотреть. Все будет сильно зависеть от скорости прохождения инстанций”, — прогнозирует он. Трубаров добавляет: экономия времени может состоять в том, что у фонда уже есть готовые пакеты документов. “Думаю, там все закончится в европейских судах. Так же как и по Криворожстали”, — считает народный депутат Антон Геращенко.
Есть и альтернативная версия происходящего. Она немного конспирологическая. Но как вариант упомянуть стоит. “Как только начались судебные разборки два года назад, я поинтересовался у СКМ: Что это? Ответили, что это такая игра, где задействованы АП и ГПУ. И угрозы для СКМ здесь нет”, — сообщил изданию на условиях анонимности собственник крупного телеком-бизнеса. Параллельно с разбирательством в Украине тогда начался суд Ахметова с компанией Raga Establishment (ее кредитор — Дмитрий Фирташ), которая требовала от СКМ доплатить $760 млн за купленный у нее уже после приватизации Укртелеком. Возможно, эта и была основная угроза. А местный суд — карта в глобальной игре для подстраховки.
Редакция поинтересовалась у заместителя главы АП Дмитрия Шимкива, что он думает о том, когда может закончиться процесс национализации Укртелекома. Тот ответил, что реально не знает. “У нас любят ходить по кругу”, — добавил Шимкив.
“Закрыть кризис”
Как выяснило издание от одного из участников спора, цель СКМ — “закрыть кризис, связанный с приватизацией”. Напомним, фонд посчитал, что ЕСУ не выполнила для приватизационных обязательства:
не передала на баланс Госспецсвязи сеть специального назначения;
не инвестировала $450 млн в Укртелеком с момента приватизации.
У Ахметова видят все иначе. “Сеть спецсвязи эксплуатируется в тестовом режиме. Главное — слово эксплуатируется. Какие именно задачи решаются — вопрос к спецпользователям”, — сообщил директор по коммуникациям Укртелеком Михаил Шуранов. Что касается инвест-обязательств, то СКМ реинвестировала всю прибыль с момента приватизации в бизнес оператора и поддерживал на плаву его неправильные и убыточные направления: сеть радио, фиксированную связь, Тримоб. И этого якобы достаточно.
Большая стройка размораживается
По сути заморозка решения в пользу ФГИ даст возможность Укртелекому продолжить сотрудничество с China Development Bank и китайским поставщиком оборудования Huawei. Проект предусматривает замену участков медной сети в крупнейших городах на более скоростную оптическую. После принятия решения в пользу ФГИ в конце прошлого года у менеджмента компании наметились серьезные проблемы по этому контракту. “Масштабы модернизации с Huawei по итогам 2017 года должны были быть гораздо больше. У нас сейчас открыта первая кредитная линия на $50 млн. Мы из нее выбрали около $30 млн. А потенциал мог бы быть $400 млн”, — рассказывал несколько месяцев назад в интервью изданию СЕО Укртелеком Юрий Курмаз.
Самое страшное, что могло было случиться, — китайцы имели право разорвать контракт ввиду возникших непредвиденных обстоятельств. В залоге у кредиторов была часть имущества компании.
Трубаров считает, что сейчас для инвестпривлекательности предприятия нет угрозы. “Открытой информации о том, что в Укртелекоме есть сейчас проблематика в операционной работе, нет. То есть из этого можно сделать вывод, что предприятие работает нормально”, — отмечает и.о. ФГИ.