Страны ОПЕК, два года назад заливавшие мировой рынок нефтью в попытке выдавить сланцевых конкурентов из США, выбросили "белый флаг".
Картель, состоящий из 14 государств, большинство из которых сводят концы с концами лишь за счет экспорта сырья, обратился к своим американским конкурентам с просьбой присоединиться к сделке по сокращению добычи нефти.
С призывом “проявить ответственность” и не допустить обрушения цен на “черное золото” к сланцевым компаниям Штатов во вторник обратился генсек ОПЕК Мохаммед Баркиндо.
“Мы призываем наших друзей из сланцевых провинций Северной Америки разделить с нами всю ответственность со всей серьезностью, которой она заслуживает”, – заявил Баркиндо на конференции Cera week в Нью-Дели. Он добавил, что сокращения добычи в США требует перенасыщенный рынок, который так и не достиг баланса за 9 месяцев, что действует пакт Россия-ОПЕК.
С января по октябрь 2017 года крупнейшие экспортеры нефти в рамках заключенной в декабре прошлого года сделки добровольно отказались от добычи почти 400 млн баррелей нефти, чтобы вынудить распродажу излишков, накопленных в мировых хранилищах с конца 2014 года.
Но эффект от усилий оказался меньше желаемого: запасы упали лишь на 160 млн баррелей, а сделку по сокращению добычи пришлось продлить до марта 2018 года. Как напомнил Баркиндо, в ближайший месяц страны-участницы могут пересмотреть и этот срок.
По данным американского Минэнерго, с начала года сланцевая добыча в стране выросла на 1,5 млн баррелей в сутки. В сентябре ее объем превысил 6 млн баррелей в день, а доля достигла 63%. В октябре США поставили исторический рекорд по экспорту нефти, войдя в топ-7 ее мировых поставщиков. Из 2 млн баррелей ежедневных поставок почти половина уходит в Азию – традиционный для ОПЕК рынок.
“Первый раунд борьбы в условиях низких цен точно остался за США – сланцевые компании радикально сократили издержки, разобрались с финансированием (отдельное спасибо развитому финансовому рынку), на место банкротов быстро пришли другие компании”, – констатирует директор по инвестициям ИК “Питер Траст” Михаил Алтынов.
Операционная себестоимость одного сланцевого барреля опустилась ниже 40 долларов, тогда как большинству стран ОПЕК, для которых нефтедоллары главный, а зачастую единственный источник валютных доходов, нужна нефть по 60-70 за баррель, чтобы сбалансировать бюджет (оценка Fitch).
“Судя по уровню внешнеполитической активности саудитов, ОПЕК не просто очень обеспокоена, а находится в легкой панике”, – говорит Алтынов: у сланцевиков больше 7 тысяч пробуренных, но не задействованных скважин (DUC), их запуск – дело нескольких недель.
Крайне сомнительно, что американцы захотят связывать себя какими-либо обязательствами по сокращению добычи сырья, говорит аналитик eToro в России и СНГ Михаил Мащенко: достаточно вспомнить желание новой администрации США стать энергетически независимыми, распродажу федеральных земель нефтяным компаниям и всевозможные льготы для производителей.
Напомним, снятие ограничений на добычу ископаемого топлива стало одним из пяти пунктов Дональда Трампа в программе “Сделаем Америку снова великой”, которой миллиардер козырял в период выборов. Причем слова быстро превратились в дела: в апреле Трамп подписал указ, снимающий ограничения на бурение на американском океаническом шельфе, в котором потребовал выдачи лицензий на разведку углеводородов “в максимально возможном объеме”.
“В отличии от стран ОПЕК, полность зависящих от экспорта энергоресурсов, американцы вполне могут пережить турбулентности и падение котировок”, – говорит Мащенко.
Цены выше 50 долларов за баррель WTI сланцевые компании массово использовали, чтобы захеджировать поставки на 2018 год, отмечают в обзоре аналитики Bank of America Merrill Lynch: продажа контрактов на будущую добычу не текущем ценам значительно снизит чувствительность сланцевиков к снижению цен.
Добыча в США вырастет на 0,5 млн баррелей в день в следующем году и превысит отметку 10 млн баррелей, которая до этого покорялась лишь Саудовской Аравии и России, считают в BofA.
“Похоже, у ОПЕК просто нет способов победить, так как ограничивая добычу, они отдают долю рынка, а наращивание добычи приведет к обвалу цен. Ситуация патовая и крайне поучительная для тех, кто выбирает, на кого из экономических субъектов делать ставки на долгосрочной дистанции”, – говорит Алтынов.