Новости экономики

Из-за краха банка Русской Православной церкви жители РФ потеряли миллиарды своих денег

Крах банка Русской православной церкви "Пересвет" больно ударил по негосударственным пенсионным фондам, в которых россияне держали свои накопления.

Как сообщает РБК, 15 млрд рублей, собранных с будущих пенсионеров, оказались вложены в облигации “Пересвета”, по которым банк стал неплатежеспособен в октябре прошлого года. По словам источников, близких к банку и людей, работающих на пенсионном рынке, жертвами банка РПЦ стали несколько НПФ , принадлежащих крупным частным группам (за исключением квазигосударственных),и множество небольших фондов.

Вложения в “Пересвет” были настолько популярны среди управляющих пенсионными деньгами, что, по данным CBonds, под контролем НПФ оказалось более 40% всех облигаций банка. Это привело к тому, коллапс “Пересвета” оказался “мощнейшим ударом по пенсионному рынку”, который превзошел по эффекту крах Внешпромбанка, говорит генеральный директор компании “Пенсионный партнер” Сергей Околеснов.

В апреле, напомним, ЦБ РФ после полугода переговоров с клиентами и собственниками “Пересвета” принял решение вернуть банк к жизни. Дыру в 103,6 млрд рублей было решено закрыть за счет средств кредиторов банка, в том числе пенсионных фондов. Деньги, которые им был должен “Пересвет” были конвертированы в его же облигации на сумму 69,7 млрд рублей. По ним банк будет расплачиваться в ближайшие 15-20 лет, однако ставка выплат составит всего 0,25-0,5% годовых, что в 40 раз ниже доходности рыночной доходности облигаций “Пересвета” до возникновения проблем.

Поскольку банк лишился официального рейтинга от международных агенств, держать пенсионные деньги в его бумагах в принципе нельзя, напоминает управляющий директор по корпоративным рейтингам “Эксперт РА” Павел Митрофанов.
Согласно предписанию ЦБ, фонды должны перевести облигации “Пересвета” из пенсионного портфеля в свой собственный портфель.

“Перемещение должно проходить через процедуру купли-продажи. Вопрос в том, по какой цене это произойдет: если фонды выкупили бумагу на собственные средства по цене, близкой к нулю, то застрахованные лица понесут убыток”, – предупреждает Околеснов из компании “Пенсионный партнер”.

“Это не означает, что деньги клиентов изъяты навсегда, – заверяет источник РБК, знакомых с ситуацией вокруг “Пересвета”. – У фондов есть юридические обязательства, согласно которым они должны будут вернуть в клиентские портфели доход, который будет получен от этих облигаций”.

Если операции с бондами “Пересвета” проведут по справедливой, рыночной цене (даже если она близка к нулю), клиенты вряд ли смогут предъявить какие-либо претензии к НПФ, считает партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный.

“Надо понимать, что фонды не гарантируют клиенту доходности, гарантируется только сохранность основной суммы накоплений”, – напоминает он.

vlad