Западная пресса описывает убийство в Москве криминального авторитета, известного как Дед Хасан
Англоязычные издания цитируют Марка Галеотти из Нью-Йоркского университета, изучающего криминальный мир России: “Убийство Усояна может изменить ситуацию, особенно когда выгодные контракты на строительство для Олимпиады-2014 и коридоры контрабанды героина из Афганистана становятся новыми объектами соперничества ОПГ”.
“Убит человек, который слыл высшим криминальным “боссом” в России” – так озаглавлен комментарий The Financial Times. Полиция считает, что Усоян был высочайший по рангу в России “vor v zakone”, поясняет журналист Чарльз Кловер. “Это динозавры, властелины преступного мира старой советской гулаговской эры”, – говорит о “ворах в законе” американский эксперт Марк Галеотти. По словам Галеотти, после распада СССР “воры в законе” все более вытесняются более гибкими и не столь принципиальными криминальными “авторитетами”.
О самом Усояне Галеотти сказал: “Он был жирным пауком в центре паутины и никогда не марал собственных рук”.
Со своей стороны, тележурналист Максим Гладкий утверждает: в последнее время “Дед Хасан говорил, что устал. Он хотел уйти на покой и просто исчезнуть”.
По данным экспертов, Усоян получил титул высочайшего по рангу “вора в законе” в 2006 году, после того, как его партнер Захар Калашов был арестован и экстрадирован в Испанию (сейчас Калашов, приговоренный к 9 годам, сидит в испанской тюрьме).
Источники в полиции говорят, что убийство, видимо, объясняется конфликтом с группировкой другого “вора в законе” – Тариэла Ониани. “С 2009 года Ониани отбывает наказание за похищения людей в российской тюрьме. В 2010 году, если верить источникам в правоохранительных органах, Усоян поссорился с Ониани из-за контроля над участками под строительство олимпийских объектов в Сочи”, – говорится в статье.
“Усоян первым сообразил, что Сочи – лакомый кусочек, и пришел туда первым”, – говорит Галеотти, добавляя, что Ониани лидирует в другой основной быстрорастущей криминальной индустрии в России – в контрабанде афганского героина.
“На улице в центре Москвы смертельно ранен пулей российский гангстер”, – извещает в заголовке The New York Times. “О важной фигуре криминального мира – человеке по кличке Дед Хасан – почти ничего не известно, кроме того факта, что кому-то очень хотелось его убить”, – пишет журналист Эндрю Крамер. На Усояна покушались в 1998 году. Позднее, в 2010-м, убийцы сняли квартиру напротив дома, где проживал сын Аслана Усояна, и три месяца провели в засаде. Тогда Усоян был ранен в живот, но выжил.
Газета дает контекст: “Убийство Усояна кажется возвращением к наглым, кровавым бандитским войнам раннего постсоветского периода – временам мешковатых костюмов, заминированных автомобилей и стрельбы из проезжающих машин”.
Мотивы убийц – отчасти загадка, считает автор. На взгляд Галеотти, к 2000 году бандитские войны завершились: сложилась “иерархия”, произошел раздел активов. По версии Галеотти, тогда Путин дал понять, что открытый уличный гангстеризм будет сурово караться, хотя иерархия и осталась нетронутой.
“Убийство Усояна может изменить ситуацию, особенно когда выгодные контракты на строительство для Олимпиады-2014 и коридоры контрабанды героина из Афганистана становятся новыми объектами соперничества ОПГ”, – пересказывает газета прогноз Галеотти.
По мнению газеты, российское правительство вряд ли поможет следователям раскрыть убийство Усояна. “Согласно депеше, опубликованной WikiLeaks, в 2009 и 2010 годах американские дипломаты, встречавшиеся с испанскими прокурорами, услышали, что правительство России (G.O.R. в английском тексте документа), по-видимому, скорее сотрудничает с представителями организованной преступности, чем отдает их под суд. Взамен, сказал прокурор, гангстеры “делают все то, что G.O.R. не может совершать в приемлемых рамках в качестве правительства”, например, осуществляют заказные убийства российских граждан в зарубежных странах”, – утверждает издание.
“В Москве расстрелян российский криминальный босс” – лаконично сообщает заголовок The Washington Post. Этого человека можно назвать “российский Дон Корлеоне”, разъясняет читателям корреспондент Кэти Лалли.
Каково наследие Усояна? “Он оставил после себя племянника, из которого “растил” преемника, и перспективы кровавой войны за раздел территории”, – говорится в статье.
“По словам Марка Галеотти, Усоян контролировал проституцию, строительство и разнообразный рэкет в Москве и на значительной части России”, – говорится в статье. По данным издания, Усоян действовал лишь в бывших республиках СССР, а вот 5 его “ближайших партнеров” в 2012 году подверглись санкциям США. Министерство финансов США включило этих людей в список транснациональных преступников из организаций, опасных для США. Их американские активы можно замораживать, их банковские операции в долларах по всему миру – блокировать, поясняет автор.
Что теперь? Отставной сотрудник полиции Александр Михайлов сказал в интервью “Интерфаксу”: убийство Усояна – знак, что передел рынка завершился.
Галеотти, однако, полагает, что возможен новый раунд войны. Но он также не исключает, что мафиози рассудят: стрелять друг в друга – вредить бизнесу.
“В Москве застрелен “крестный отец мафии”, который продвигал Калашова как главу грузинской мафии” – утверждает испанское издание ABC. Усоян пользовался колоссальным могуществом в Восточной Сибири, Санкт-Петербурге, на юге России, в Краснодаре и Московской области, пишут журналисты Крус Морсильо и Пабло Муньос. “Он был очень близок к ФСБ, кое-кто открыто обвинял его в сотрудничестве со спецслужбами и доносах на врагов”, – утверждает издание.
Газета находит тревожным тот факт, что Усояна убили из снайперской винтовки, “которую обычно использует спецназ”.
По данным издания, Усоян также “лично короновал Захара Калашова как “вора в законе”, обеспечив ему доступ в так называемый “Клан Одиннадцати”, в котором сам Усоян имел огромный вес. Позднее Усоян стал Калашову тестем”, – пишет газета. Самого Калашова газета называет “номер 1 в грузинской мафии”.
С 1996 года Усоян ездил в Испанию встречаться с Калашовым, говорится далее в статье. Он был его “ангелом-хранителем”, его наставником, его “духовным отцом”, если подобный термин уместен в отношении столь зловещих людей, пишут журналисты.
El Pais в связи со смертью Усояна вспоминает о событии 2003 года – “сходке” российских криминальных авторитетов в Аликанте. Статья озаглавлена “Испанский саммит “воров в законе”.
Но журналист Луис Гомес начинает с размышлений: “Был ли Усоян “номером 1″?”. По мнению Гомеса, русская мафия имеет горизонтальную структуру, в отличие от пирамидальной итальянской. “Невозможно установить, где начинается и заканчивается некая ОПГ. Две группировки могут в одном бизнесе конкурировать, а в другом сотрудничать. Кроме того, написано много книг (вполне заслуживающих внимания) о связях государственных властей и криминальных организаций”.
Видимо, главным врагом Усояна был Тариэл Ониани, считает автор. “Калашов, Ониани и, возможно, Усоян отмечали день рождения Калашова 30 марта 2003 года” в отеле в Аликанте. “Вероятно, в те времена Ониани и Калашов дружили и сотрудничали. Как и Иваньков, Япончик, который хотел стать посредником в ссоре Усояна с Ониани и в 2009 году получил три пули”, – пишет автор.
Журналист приводит любопытную деталь: российские мафиози знали, что отель в Аликанте окружен сотрудниками испанской жандармерии. “Это их не коробило, так как они сочли, что сотрудники прибыли их охранять, хоть и были в штатском”, – говорится в статье.
“Испанская полиция имела информацию об Ониани еще в те времена, когда контактировала с Александром Литвиненко, сообщавшим о важных связях Ониани с российскими политиками”, – утверждает также автор.
Некоторые подозревали Ониани и Усояна в сотрудничестве с ФСБ. “Возможно, что оба числились там в ведомости. Потому что никто не знает, где начинается и кончается мафиозная паутина в России”, – комментирует автор.
“Его звали Дед Хасан, но он не был тихим старичком, – сообщает Гуидо Олимпио читателям Corriere della Sera. – Нет, Аслан Усоян был одним из самых известных боссов кавказской мафии. Его убили семью выстрелами у входа в его любимый азербайджанский ресторан. Одна пуля попала в женщину, оказавшуюся на линии стрельбы снайпера-профессионала. Он использовал автомат с глушителем”.
“По данным некоторых источников, Усоян был поставщиком оружия для курдского движения в Турции – РПК Мехмета Оджалана. Если курдам были нужны автоматы или гранатометы, они обращались к нему. Если у них были наличные или, на худой конец, наркотики, он выполнял заказы. Из-за денег, но и по причине определенной этнической близости, говорится в статье: – Усоян родился в Тбилиси и принадлежал к местной курдской общине, хотя, по сути, его интересовал только бизнес. Грязный бизнес. Если версия с оружием подтвердиться, можно будет говорить о втором теракте против лиц, связанных с курдской идеей. Несколько дней назад в Париже были убиты три активистки РПК. Устранение мафиози стало еще одним этапом в тайных маневрах, сопровождающих переговоры?” – задает вопрос автор статьи.
“В 2010 году на Деда Хасана уже покушались, он получил пулю в живот. Тогда эксперты предполагали, что нападение было связано с борьбой за подряды на строительство олимпийских объектов в Сочи – в частности, с другим кавказцем, Тариэлом Ориани, главой соперничающей группировки”, – пишет Гуидо Олимпио.
По мнению некоторых экспертов, банда Усояна входит в состав загадочного “Братского круга” – бандитской сети, которую США внесли в свой серый список. Теперь они могут вычеркнуть из него Деда и заняться его “внуками”, живыми и смертельно опасными”, – заключает журналист.
Der Standard пишет: “Усоян родился в 1937 году в Грузии и, если верить московским СМИ, контролировал преступные банды в России и за ее пределами с конца 1980-х. Согласно тем же сообщениям, он выстроил свою преступную империю при помощи прибыли от игровых залов, торговли наркотиками и оружием, а также сырьевого бизнеса”.
Первый срок Усоян отсидел в 19 лет за сопротивление сотрудникам милиции, затем был осужден за разбой и спекуляцию и еще в советское время стал “вором в законе”, говорится в статье. В 1990-е после “кровавой войны с главой армянской мафии Рудольфом Огановым, которого в конце концов застрелили в московском кафе”, он стал лидером кавказских мафиозных группировок.
Анонимный эксперт по оргпреступности в беседе с Der Standard охарактеризовал Усояна как “патриарха преступного мира”, чей клан через доверенных лиц владеет долями в металлургических предприятиях, банках и нефтеперерабатывающих концернах. По словам эксперта, влияние оргпреступности в России осталось высоким.