Новости мира

В Крыму разгорелся крупный международный скандал из-за затонувшего немецкого корабля

Пока никто не доказал, что затонувший объект - та самая "Тотила"

В Севастополе разгорается международный скандал — ссорятся российские и украинские дайверы. Они не могут решить, кто же первым открыл погибшее судно.

Ученые из Русского географического общества громко заявляют, что именно они нашли немецкий теплоход «Тотила», который затонул у мыса Херсонес в 1944 году, подвергшись атаке советской авиации. Крымские ныряльщики удивлены и раздосадованы, что россияне «на крутой яхте» выдают за новый, найденный ими объект тот, на который крымчане ныряют уже порядка 10 лет.

МУТНАЯ ИСТОРИЯ. Из заявлений российских ученых следует, что при помощи новейшей техники им удалось идентифицировать возраст и тип теплохода. Исследователи уверяют, что это самый большой немецкий корабль, обнаруженный в Крыму. По их информации, на борту находилось около двух тысяч немецких солдат, много военной техники и боеприпасов.

Однако, как выяснила «Сегодня», ученые из Русского географического общества не являются первооткрывателями затонувшего объекта. К тому же, существуют большие сомнения по поводу того, что затонувший теплоход — та самая «Тотила».

«При поддержке федерации дайвинга Крыма мы часто находим и исследуем затонувшие объекты, которых в Черном море много, — рассказал нам крымский дайвер Александр Спиридонов. — И на этот объект мы ныряем уже не первый год. Яхта «Николаев» к его открытию отношения не имеет. Пусть ныряют, но зачем говорить, что они первооткрыватели? Зачем выдавать находку за свою? Это мы обнаружили этот корабль, исследовали, сообщили о своей находке в Черноморский центр подводных исследований».

В отличие от россиян, крымские ныряльщики не делают громких заявлений, что затонувшее судно изобилует человеческими останками: «Из некоторых источников известно, что многие немецкие солдаты спаслись, — продолжает Спиридонов. — Мы нашли остатки посуды, пряжку, винт. Вообще, внутрь попасть очень сложно, отдельные части судна — всего лишь груда металла».

Нам удалось связаться с командой научно-исследовательского судна «Николаев». Россияне категоричны: «Тотила» — их находка. «Крымские дайверы отношения к этому объекту не имеют, — говорит старший инструктор технодайвинга Евгений Комко. — Может, викинги до Колумба и открыли Америку, но обнародовал это открытие Колумб».

Командир яхты Гай Юрченко, в свою очередь, ссылается на СМИ: «Украинское и российское телевидение, даже Reuters и Russia Today рассказали, что «Тотилу» нашли мы, — сказал он. — И пусть крымчане что хотят, то и открывают. Но именно мы, а не они идентифицировали находку, официально заявили о ней: сообщили ВМС Украины, официальным письмом уведомили командующего ЧФ и вручили телеграмму губернатору Севастополя Яцубе. Мы дали точные координаты объекта, его гидролокационную и подводную съемку. И немцы внесли нас в википедию как открывателей «Тотилы». Так кто нашел «Тотилу»: те, кто говорит, что они что-то там видели и находили, или те, кто провел серьезную работу и передал всю информацию по назначению?»

Команда яхты «Николаев» открещивается от КРУ «Центр Черноморских исследований», мол, не знаем таковых и понятия не имеем, что затонувший объект, ставший яблоком раздора, уже давно стоит на учете.

«Крымские дайверы в целом правы, — считает директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов. — Судно, которое россияне выдают за найденный ими объект, обнаружено еще лет десять назад Севастопольским государственным океанариумом. И с 2005 года состоит у нас на научном учете. Назвать это открытием весьма сложно. Кроме того, есть сомнения, что это действительно «Тотила». Да, корабль явно поврежден в ходе боевых действий, но он пустой. На нем практически нет вооружения, нет живых следов трагедии. Однако теплоход «Тотила» эвакуировал Вермахт, он был набит грузом, людьми, зенитным оружием. Информации, что после войны на месте работала аварийно-спасательная служба ЧФ, которая бы все это разобрала, нет. Да, формально этот объект у нас числится как «Тотила», но доказательств тому нет, отсутствуют даже второстепенные данные идентификации — никто не доказал, например, по элементам конструкции рубки или якорю, что это «Тотила». Ну а то, что на уровне разговоров, не может быть приложено к паспортной документации. Заявления россиян, что, дескать, этот объект их открытие, мягко говоря, не совсем соответствует действительности. Мутная какая-то история».

НА ГЛУБИНЕ. Возможно, уже этим летом, когда Черноморский центр подводных исследований получит новую подводно-археологическую технику, одной «мутной историей» станет меньше. И наконец-то исследуют место гибели теплохода «Армения», затонувшего из-за атаки немецкой авиации в ноябре 1941-го. Обнаружение «Армении» будет большим событием в международной жизни, ведь это — одна из самых масштабных морских катастроф человечества: на борту находилось 7 тыс. человек, спаслись восьмеро. Нашим исследователям осталось «исползать» лишь два небольших квадрата предполагаемой гибели теплохода, которые были недоступны из-за глубины, неподвластной отечественному поисковому аппарату «Софокл».

Еще одним интересным объектом, который будет изучен нашими специалистами, по словам Воронова, является транспорт «Коммунист». Погиб он в 1942 году при следовании из Новороссийска в осажденный Севастополь. На судно наткнулись по подсказке дайверов. Теплоход вез самолеты, бронетехнику и артвооружение, все это могло сохраниться в хорошем состоянии и по сей день. «Коммунист» находится на глубине 113 м, «Софокл» видит до 140 м, но в тех местах настолько сильное течение, что робот не выдерживает напора воды, его сносит, — пояснил он. — Поэтому до сих пор объект был недостаточно изучен».

Изначально этот теплоход назывался Magyar Vitez и был изготовлен венграми по заказу Советского Союза. Однако война помешала завершиться этой сделке. В 1942-м теплоход был спущен на воду, но через два года его конфисковали немцы и уже с марта 1944-го под новым названием Totila вошел в состав германского транспортного флота на Черном море.

10 мая 1944 г. транспорт Totila подошел в район юго-западнее мыса Херсонес, для того чтобы снять с берега остатки отступающей армии немцев. Утром транспорт подвергся беспощадной атаке со стороны советской авиации. Totila, приняв на борт большое количество эвакуируемых, а также вооружения, пыталась уйти. Однако, получив попадание трех 100-килограммовых бомб, судно начало тонуть.

Согласно сведениям из разных источников, на транспорте погибло от 200 до 3900 человек. Когда говорят об относительно небольшом количестве погибших, то приводят тот факт, что удаленность от берега небольшая и многие якобы спаслись вплавь (хотя не упоминают, что в мае температура воды здесь редко превышает 12 градусов). Сейчас находится на глубине 96 метров, с возвышением над грунтом 14 метров.

kuznecov