The Guardian публикует сразу несколько статей, где излагаются результаты "новаторского проекта International Consortium of Investigative Journalists (ICIJ), Вашингтон, который сотрудничает с The Guardian и другими международными СМИ" (формулировка издания).
Произошла массированная утечка информации – стали доступны миллионы электронных писем и других документов, в основном по офшору Британские Виргинские острова (BVI). Как утверждается в одной из статей, объем информации о BVI – более 200 гигабайт, это финансовые данные “более чем за 10 лет”, а также информация об “ответвлениях в Сингапуре, Гонконге и на островах Кука”, сообщает издание.
Джерард Райл, директор ICIJ, подробно рассказывает о проекте в своей статье. Есть материал о некоторых владельцах активов, причем издание уточняет, что не обвиняет этих людей в противоправных действиях, а просто сообщает об их счетах и (или) фирмах. Отдельная статья посвящена британскому миллионеру Скоту Янгу, которого газета называет “партнером покойного олигарха Березовского”.
Первая статья озаглавлена Утечка информации: вскрылись тайны богачей, прячущих деньги в офшорах. “Впервые оглашены данные о личностях тысяч владельцев “анонимного богатства” – людях из разных стран мира”, – сообщает журналист Дэвид Ли. По его словам, в список входят “от президентов до плутократов”, от дочери филиппинского диктатора Маркоса до “британского миллионера, обвиненного в сокрытии активов от бывшей супруги”.
Речь идет о 2 млн электронных писем и других документов, происходящих преимущественно из офшора Британские Виргинские острова (BVI). “Утечка потенциально может спровоцировать всемирное “землетрясение” в процветающей индустрии офшоров”, – считает автор. По оценке бывшего старшего экономиста McKinsey, в налоговых убежищах может быть припрятано до 32 триллионов долларов.
Газета обнаружила в списке имя Ахиллеаса Каллакиса, который через фальшивые фирмы, зарегистрированные в BVI, занял в британских и ирландских банках рекордную сумму – 750 млн фунтов. Но есть также чиновники и состоятельные семьи из Канады, США, Индии, Пакистана, Индонезии, Ирана, Китая, Таиланда и бывших коммунистических режимов.
Согласно данным, с которыми ознакомилась газета, “их тайные фирмы базируются преимущественно на Британских Виргинских островах”. По мнению газеты, BVI – самый успешный офшор в мире. Подлинные имена владельцев фирм, которые там зарегистрированы, никогда не раскрываются и обычно неизвестны даже местным финансовым регуляторам. Правда, финансовый секретарь администрации BVI Нейл Смит уверяет в интервью: “Наше законодательство – более враждебная среда для беззаконий, чем большинство юрисдикций”.
Со своей стороны, газета напоминает: “В прошлом году в цикле “Офшорные секреты” The Guardian и ICIJ были оглашены сведения о том, как британские империи недвижимости создавались, в том числе, российскими олигархами, мошенниками и беглецами от налогов, которые использовали фирмы в BVI за “ширмой” из подставных директоров”. Номинальные директора, британские граждане, просто “сдают в аренду свои имена, чтобы за ними прятались реальные владельцы”.
В статье под названием Профили ведущих владельцев секретных счетов, подготовленной Дэвидом Ли, газета публикует 8 “портретов”. Издание поясняет: “Мы не утверждаем, что кто-либо из перечисленных здесь лиц нарушал закон. Офшорными фирмами можно владеть законно: единственный аспект, объединяющий нижеперечисленных, – то, что они воспользовались юрисдикцией, обеспечивающей им секретность. Список составлен по данным ICIJ в интересах подотчетности и транспарентности: все неточности будут немедленно исправлены, если к ним привлекут наше внимание”.
В списке упомянуты Баяртсогт Сангаджав (Монголия), министр финансов, а ныне вице-спикер парламента, Тони Мерчант (Канада) (“колоритный юрист, экс-политик, муж сенатора Паны Мерчант”), Жан-Жак Ожье (Франция), казначей избирательной кампании Франсуа Олланда, Дениз Рич (экс-жена скандально известного нефтяного трейдера Марка Рича, помилованного президентом Клинтоном), испанская баронесса Кармен Тиссен-Борнемиса, а также Мария-Имельда Маркос Маноток, губернатор с Филиппин, дочь экс-президента.
В список попала и женщина из России.
“Имя: Ольга Шувалова. Офшорные компании: Plato Management и другие компании в BVI, которыми владеет Severin Enterprises Inc. Жена Игоря Шувалова, бизнесмена и политика, близкого к Путину, первого вице-премьера с 2008 года. В 2007 году зафиксировано, что она – владелица Severin Enterprises, созданной через московское агентство Amond&Smith. Сделки другого филиала, зарегистрированной на Багамах фирмы Sevenkey Ltd, были детально описаны в 2011 году в статье в Barron’s, связывая эту компанию с ее мужем, который отрицал, что были нарушения. Комментарии: от комментариев воздерживается”, – говорится в статье.
Еще одна выдержка касается президента Азербайджана.
“Президент Ильхам Алиев и семья. Офшорные компании: Arbor Investments; LaBelleza Holdings; Harvard Management; Rosamund International. Три организации в BVI, зарегистрированные в 2008 году на имена дочерей президента Арзу и Лейлы. В качестве директора числится богатый местный бизнесмен Хассан Гозал. Его строительная компания выиграла крупные контракты в Азербайджане. Другая компания в BVI, созданная в 2003 году, упоминает президента и его жену Мехрибан в качестве владельцев. Комментарии: лица, которых это касается, воздерживаются от комментариев”.
Статья Джерарда Райла, организация которого раскопала все это, называется “Поразительный спектр людей, которые пользуются офшорными тайниками. Автор – директор ICIJ (“независимой сети репортеров, базирующейся в Вашингтоне”, называет ее газета).
Райл приводит примеры: среди владельцев офшорных фирм обнаружились “американские стоматологи, сельский средний класс Греции, аферисты с Уолл-стрит, восточноевропейские и индонезийские миллиардеры, российские должностные лица, международные торговцы оружием, а также компания, которую подозревают в том, что она служит прикрытием для иранской ядерной программы”.
Офшорная секретность финансов активно распространилась по земному шару, заключает автор. Как он сообщает, благодаря новой утечке информации известны “детали офшорных активов на более чем 170 территориях; это величайший объем инсайдерской информации об офшорных системах, когда-либо добытый СМИ”.
Чтобы проанализировать эти данные, ICIJ работала сообща с журналистами The Guardian, BBC, Le Monde, Süddeutsche Zeitung, Norddeutscher Rundfunk, The Washington Post, Canadian Broadcasting Corporation (CBC) и еще 31 партнером в медиа. Как пишет Райл, речь идет об электронных письмах и бухгалтерских книгах со счетами почти за 30 лет.
Защитники офшоров говорят, что их правила стимулируют бизнес. Но Райл заявляет, что прилив офшорных денег может нарушать работу целой экономики: так, на Кипре “активы местных банков были раздуты волнами наличных из России”.
ICIJ проводил расследование 15 месяцев и обнаружил: условия в офшорах, “видимо, позволяют процветать аферам, уклонению от налогов и политической коррупции”. Борцы с коррупцией заявляют: за секретность офшоров расплачиваются обычные граждане, для которых повышаются налоги, чтобы восполнить недостачу сборов. А анонимность – помеха отслеживанию денежных потоков.
ICIJ уделила большое внимание двум фирмам – Portcullis TrustNet и Commonwealth Trust Limited (CTL). Создатели CTL Том Уорд и Скотт Уилсон “специализировались на привлечении российских и восточноевропейских денег”, пишет автор. Регуляторы обнаружили, что в 2003-2008 годах CTL неоднократно нарушала законы, призванные пресекать отмывание денег. По данным ICIJ, 30 американских клиентов TrustNet обвинялись в мошенничестве, отмывании денег и других серьезных нарушениях.
И, наконец, статья об одном из фигурантов списка – “Девелопер, сидящий в тюрьме, во время развода прятал активы в офшорной сети”. “Как утверждает ICIJ в своем докладе, Скот Янг, партнер российского олигарха Бориса Березовского, выстроил тайную сеть офшорных компаний, чтобы хранить свои активы во время бракоразводного процесса – битвы за много миллионов фунтов”, – пишут журналисты Дункан Кэмпбелл и Крэйг Шоу.
По мнению газеты, история Янга ярко демонстрирует, как правонарушитель может воспользоваться офшорами. Сейчас Янг сидит в тюрьме за неуважение к суду.
По некоторым сведениям, в 2005 году у Янга было 400 млн долларов. Но он утверждает, что за три месяца эти деньги улетучились и превратились в 28 млн фунтов долгов. В 2010 году Янг объявил себя банкротом, но продолжал жить шикарно, уверяя, что его содержат крупные бизнесмены.
Мишель Янг через суд требует с бывшего мужа часть его состояния. Она утверждает, что партнеры типа Березовского помогли Янгу спрятать имущество.
Газета пишет об одном из проектов Янга: “В 2005 году он объединил силы с российским бизнесменом Русланом Фомичевым, бывшим деловым партнером Березовского, чтобы инвестировать в сделку по застройке территории стоимостью 100 млн долларов – бывшей фабрики красок в Москве – где предполагалось создать магазины и офисы. Фомичев продал ему половинную долю в офшорной кипрской компании Parasol Participations Ltd, которая контролировала запланированную сделку с недвижимостью”. Позднее Янг утверждал, что “Project Moscow” развалился и никаких акций он не получил.
“28 марта 2006 года, согласно документам, с которыми ознакомилась The Guardian, Янг подписал доверенность, по которой его юрист получал контроль над “имущественными правами, которыми я владею в Parasol Participations”. В доверенности говорилось, что имущественные права Янга следовало перевести в Solar Breeze Ltd и еще 5 компаний в BVI”, – говорится в статье. Через неделю юрист взял под свой контроль эти компании, а на следующее утро компании и акции были переведены в офшор Невис, где юрист Стивен Джонс создал новый траст для “реструктуризации” финансов Янга.
Газета описывает еще несколько операций с фирмами и делает вывод: “Клиенты Джонса, среди которых был Янг, теперь владеют всей Parasol Participations и долей в потенциально ценном московском девелоперском проекте”. Правда, Джонс уверяет, что никогда не представлял ни Янга, ни “миссис Янг”.