Новости мира

США и Россия никогда не избавятся от ядерной подозрительности

Соглашение Нанна-Лугара - программа эпохи, последовавшей за окончанием холодной войны, более известная как утилизация "бесхозного ядерного оружия", возможно, подходит к концу, по крайней мере в России, пишет в Foreign Policy Джеффри Льюис, директор программы по нераспространению ядерного оружия в Восточной Азии из американского Центра Джеймса Мартина по изучению проблем нераспространения.

Заместитель российского министра иностранных дел Сергей Рябков заявил агентству “Интерфакс”: “Соглашение нас не удовлетворяет, особенно с учетом новых реалий”.

Еще есть надежда на то, что США и Россия сохранят программу, но “новые реалии” медленно душат процесс взаимного контроля за распространением ядерного оружия, полагает автор статьи.

Программа Нанна-Лугара, которая формально называется “программой совместного уменьшения угрозы”, появилась в довольно специфический момент, когда СССР и то, что осталось от его экономики, рухнули. “Это была не альтруистическая программа иностранной помощи, а сугубо практичный расчет. Мы заплатили за… утилизацию ядерного оружия и, что более важно, за доступ к российскому утилизационному комплексу”, – утверждает автор статьи.

Если вы можете свободно ознакомиться с депешами Государственного департамента, раскрытыми Wikileaks, вы увидите прекрасный пример того, насколько ценен “Нанн-Лугар”, говорится в статье.

Русские больше не готовы к былой терпимости – это соглашение стало последней жертвой охлаждения между Москвой и Вашингтоном. С точки зрения шумихи отказ от продления “Нанна-Лугара” значительно уступает делу сексапильных Pussy Riot, но, наверно, не менее важно, что каждая сторона сохраняет тысячи ядерных боеголовок, представляющих угрозу для существования их обладателей, рассуждает Джеффри Льюис.

Грозные предзнаменования появились уже во время переговоров 2008 года по продлению соглашения по СНВ-1, продолжает автор. “Большая часть приглашенных экспертов, включая меня, полагали, что сложные моменты в отношениях США и России будут связаны с количественными потолками, но переговоры забуксовали, когда русские предприняли попытку одновременно упразднить две с трудом завоеванные контролирующие меры из договора СНВ: мониторинг производства на Воткинском заводе и обмен телеметрическими данными”, – вспоминает автор статьи.

Официально российские претензии касались принципа взаимности – Россия создает новые ракеты, а США нет. Россия дислоцировала межконтинентальные баллистические ракеты мобильного базирования РС-24 “Ярс”, которые, как не без оснований считают некоторые американские эксперты, являются новым типом ракет, размещение которых нарушает договор по СНВ, утверждает Джеффри Льюис. В результате в России американским инспекторам есть на что взглянуть, тогда как США, наоборот, мало что могут предложить российским инспекторам, иронизирует он.

Теперь русские говорят, что хотят покончить с “Нанном-Лугаром”. Россия уже больше не бедная страна, и, в отличие США, ее государственный бюджет не страдает постоянно от дефицита. Но главная причина, по которой Россия предприняла эти шаги, все та же, пишет автор статьи, ее можно сформулировать так: “Отвалите от нас!”.

По его мнению, “Нанн-Лугар” пал жертвой провала обоих государств, не сумевших трансформировать процесс сокращения ядерного вооружения в реальные усилия по увеличению стратегической стабильности.

У обеих сторон больше ядерного оружия, чем необходимо для поддержания безопасности, но уничтожения его излишка недостаточно для того, чтобы иметь дело с реальными факторами риска начала атомной войны, пишет эксперт.

Он цитирует бывшего министра обороны США Роберта Гейтса отметившего в сентябре 2009 года, что русские выражали обеспокоенность тем, что на американских перехватчиках “могут быть установлены ядерные ракеты, и они превратятся в наступательное оружие вроде “Першинга”.

“Это забавный вид параноидального бреда – представление о том, что США могут разместить ядерное оружие на перехватчиках и использовать их для того, чтобы обезглавить российское государство в Москве… Но я подозреваю, что в этом и загвоздка. Самым простым объяснением является то, что, по опасениям Генштаба, Россия гораздо уязвимее в случае атаки на ее командно-административную систему, чем нам кажется. По большей части, его страх основан на устойчивом технологическом превосходстве США, учитывая слабые места России”, – утверждает автор.

“Возможно, вы слышали о “Периметре”? Он больше известен как “Мертвая рука” – это огромная автоматизированная система, которую начали разрабатывать в СССР в конце 1970-х – начале 1980-х годов и которая могла нанести ответный ядерный удар в случае, если все члены правительства будут уничтожены”, – сообщает Льюис. Те же самые люди, которые ее предложили, построили и управляли ею, были уверены и, возможно, уверены до сих пор, что их командно-административная система не переживет синхронизированной атаки.

Конечно, найти способ развенчать эти страхи невероятно сложно, признает эксперт. Тем не менее, мы топчемся на одном месте. Возможно, произойдет еще один раунд сокращений вооружений до того, как мы и русские останемся наедине с нашей неудачей по фундаментальному изменению опасной динамики холодной войны. Именно этого нам и будет не хватать в отсутствие “Нанна-Лугара”, пишет автор материала в Foreign Policy.

Некоторые скажут, что большая часть сокращений уже проведена и что Россия может позволить себе поставить точку. Они также укажут, что идущая сейчас модернизация ядерного оружия в США и России не приведет к чему-либо подобному гонке вооружений эры холодной войны. Но все они упускают из виду важный момент, который символизировал “Нанн-Лугар”: момент в отношениях России и США, когда прошлое больше не выглядело по-старому определенным и другое будущее казалось возможным. Даже если “Нанн-Лугар” сохранится в России в каком-то измененном виде, сейчас невозможно не заметить “новые реалии”, которые сильно напоминают старые, времен холодной войны, заключает Джеффри Льюис.

По материалам InoPressa.ru
Anna