Российские власти определили виновниками топливного кризиса в стране нефтяные компании и пригрозили им новым ужесточением налогообложения
Вмешавшись в феврале в ценообразование на внутреннем рынке нефтепродуктов, правительство спровоцировало рост экспорта и острый дефицит объемов топлива внутри страны.
С прошлой недели, когда кризис почувствовали все основные потребители, чиновники вновь пытаются регулировать рынок при помощи опробованного метода “кнута” и “пряника”. Слаженностью их предложения не отличаются.
В прошлый четверг Минэнерго предложило запретить экспорт автобензина, однако вместо этого премьер РФ Владимир Путин распорядился повысить на него экспортную пошлину, практически сделав ее заградительной.
Неделей позже Путин определил виноватых, публично назвав причиной вышедшего из-под контроля роста цен на бензин сговор российских нефтекомпаний, крупнейшая из которых – подконтрольная государству Роснефть.
“Дело не в бирже, дело в сговоре” – возразил Путин вице- премьеру Игорю Сечину, предположившему сегодня, что причиной дефицита бензина в стране является нежелание компаний идти на биржу.
Аналитики сомневаются, что решение о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты, вступившее в силу 1 мая, поможет насытить внутренний рынок топливом.
Чтобы компенсировать это ужесточение Путин неделю назад пообещал снизить налог на добычу полезных ископаемых или акцизы на топливо.
Однако в этот четверг заместитель министра финансов Сергей Шаталов отнял у экспортеров автобензина “пряник” в виде надежды на льготы.
“Пока нет необходимости изменять ставку акцизов и НДПИ”, – сказал он на заседании комиссии по ТЭК в Белом доме.
Одновременно на этом же заседании курирующий в правительстве топливно-энергетическую отрасль Сечин пригрозил нефтяникам “принять меры” в отношении сырья для автобензинов, если они не прекратят повышать цены и не насытят рынок топливом.
Он не уточнил, что за новый “кнут” готовят власти, но аналитики уверены, что вице-премьер намекнул на повышение экспортной пошлины на нефть, являющейся основным сырьем для производства автобензинов.
“Если в течение мониторинга, который проводится сейчас по наличию объективных предпосылок по стабилизации цен не увидим положительное движение, то примем меры, которые будут касаться сырья для производства бензинов”, – сказал Сечин в четверг.
“Это может быть повышение пошлины на нефть”, – считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
“Но, скорее всего, это просто предупредительный жест, поскольку резкое повышение пошлины (на нефть) негативно отразится на отрасли”.
“Повышение экспортной пошлины на нефть будет идти вразрез с установкой Путина на поддержание добычи нефти на уровне 505 миллионов тонн в год”, – сказал Артем Кончин из Юникредита.
Сечин, объяснивший в четверг рост цен на внутреннем рынке топлива ограниченным количеством продавцов нефтепродуктов на российских биржах, как и Путин, нашел виновника дефицита, объявив таковым подконтрольный государству Газпром.