Видеозапись "панк-молебна" Pussy Riot вообще-то очень смешная: девушки уворачиваются от громадных охранников, точно Джерри от Тома в мультике, замечает обозреватель Globe and Mail Элизабет Рензетти
Между тем диктаторы и задиры не любят, когда над ними смеются: “репрессивные режимы не желают слышать напоминаний, что лишь пара взрывов хохота отделяет их от революции”.
Участницам приходится расплачиваться за акцию: трех девушек судят, другие скрываются. “Судебный процесс кажется не менее абсурдным, чем их перформансы”, – отмечает автор.
Политическая сатира хороша тем, что она бесплатна, а заняться ею может любой, кто владеет пером и языком. В сатире как в дзюдо: “чтобы свалить противника, вы пользуетесь его же силой и весом”.
Также сатира – дело очень опасное, отмечает автор, перечисляя несколько событий: в Сомали застрелили актера, который подшучивал над исламистами в своей радиопередаче, в Малайзии суд подтвердил, что власти правомерно арестовали политического карикатуриста. “Может, эта паранойя и смешна, но сомневаюсь, что нам позволено смеяться”, – пишет автор.
Обозреватель также напоминает о судьбе китайского художника Ай Вэйвэя, которого обвинили в неуплате налогов, но все сочли, что истинная причина – его оппозиционные настроения. Художника освободили благодаря международному давлению. “Будем надеяться, что Путин чувствует тот же нажим и внимание мира выручит Pussy Riot”, – заключает автор. Ай Вэйвэй любит цитировать слова своего отца, известного поэта, который тоже был не в ладах с властями: “Это ваша страна. Не надо вежливых экивоков”.