В сегодняшней России даже умеренным критикам грозит арест. Кремль вступил в новую фазу репрессий. Начинается переход от мягкого авторитаризма ("кто не против нас - тот с нами") к намного более злокачественной версии: "кто не с нами, тот против нас".
В сегодняшней России даже умеренным критикам вроде Сергея Гуриева угрожает арест, пишет в своей статье для The Wall Street Journal Леон Арон, директор программы исследований России в American Enterprise Institute (США).
«В чем его преступление? В критическом отношении к путинскому режиму», — пишет Арон. Гуриев не был активистом оппозиции и тем более ее лидером — то есть типичным объектом кремлевских гонений, отмечает автор. Да, он критиковал политику правительства в своих аналитических статьях, ратовал за верховенство закона, осуждал коррупцию. Но одновременно Гуриев долгое время был советником Кремля.
Потому-то атака выглядит столь зловеще, отмечает автор: «Вытолкнув Гуриева в эмиграцию, Кремль дал понять, что односторонне пересматривает давний «общественный договор» с либерально настроенными лидерами общественного мнения».
Еще совсем недавно прореформенно настроенные представители истеблишмента могли говорить и писать все что вздумается, при условии, что они не поддерживали оппозицию активно. «Теперь сигнал гласит: прекратите публично критиковать правительство либо подвергнитесь риску гонений и даже тюремного заключения. Если вам не нравится этот вариант, уезжайте, пока не стало совсем плохо», — пишет автор.
Правительство Путина вступило в новую фазу репрессий, заключает автор. Начинается «переход от мягкого авторитаризма («кто не против нас — тот с нами») к намного более жесткой и злокачественной версии: «кто не с нами, тот против нас», считает Арон.
У автора почти нет сомнений, что Удальцов и Навальный будут осуждены «на всю катушку». Мытарства Гуриева оставляют мало сомнений и относительно судьбы Ходорковского, продолжает автор: «не будет сюрпризом, если власти найдут основания оставить его в тюрьме». Арон сомневается, что в нынешних условиях уцелеют немногие независимые СМИ России: «Эхо Москвы», «Дождь», «Ведомости», «Новая газета».
«Похоже, что Россия входит в новый период — установления диктатуры», — написал недавно Арону некий «ведущий политолог-социолог». Еще весной Арон мог бы спросить у него разрешения сослаться на его имя. Но теперь, когда даже Гуриев бежал, подобная просьба может поставить этого человека под удар, замечает Арон.