Новости мира

Prada, Dolce&Gabbana и Versace уже не в моде

По данным исследовательского агентства BNP Paribas, продажи итальянских предметов роскоши за последние два года сократились примерно на 1 млрд евро. Если в 2010 году оборот составлял около 16,6 млрд евро (около 10% от мирового рынка), то к концу 2012-го – только 15,7 млрд.

Крупнейшая компания по производству товаров класса люкс LVMH (бренды Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon, Hennessy, Bulgari и другие) сообщила, что продажи на внутреннем рынке сократились примерно на 20%, продажи Tod’s упали на 16,9%, и теперь в планах компании закрыть 130 магазинов из 800 и переключить свое внимание на другие страны.

Причем можно предположить, что у более слабых брендов падение было еще сильнее. Итальянцы все чаще предпочитают экономить, и, если и покупать привычные им люксовые товары, то со складов при заводах, а не в бутиках. А на туристов могут рассчитывать не все – на них приходится до 70% продаж в таких городах, как Милан, Рим, Венеция и Флоренция, но в остальных бутики, даже те, которые существовали десятилетиями, приходится закрывать.

Объясняется такое положение несколькими причинами, в том числе общей ситуацией в мировой экономике и действиями итальянского правительства, которое в рамках борьбы с кризисом ограничило наличные операции 1000 евро.

Другая причина – это слабый интерес к брендам, большинство из которых создавались в 1980-е и 1990-е годы, со стороны молодежи. В результате итальянские дома моды вынуждены искать инвесторов, причем за пределами Италии: в этом году дом Valentino был приобретен королевской семьей Катара за $700 млн, появлялась информация о возможной продаже Versace и Roberto Cavalli (последним, по некоторым источникам, интересовался российский бизнесмен Самвел Карапетян).

В прошлом году через публичное размещение акций прошла Prada, однако привлечение более чем $2 млрд на Гонконгской бирже не решило всех проблем компании, погрузившейся в болезненную реструктуризацию и потерявшей треть своих топ-менеджеров.

Остальные европейские бренды, вроде британских Burberry и Mulberry, также переживают не лучшие времена, однако пока их положение трудно назвать «крахом», который уже предрекают итальянским компаниям. Предполагается, что в будущем итальянские бренды уже не будут так царить на рынке, либо становясь интернациональными, либо уступая таковым место. Итальянцы и пытаются охватить весь мир. Центрами роста сейчас являются Азия и Латинская Америка. И, к примеру, Armani заявил о том, что в 2011 году продажи товаров этого бренда в Китае выросли на 45%, а в Корее – примерно на 20%. Увеличение доли азиатского рынка означает смену ориентиров мировой моды – дизайнеры всегда подстраиваются под крупнейшего клиента и формируют коллекции под него.

Российский же рынок пока просто стабилен – по данным аналитиков Bain & Co, в 2012 году он вырастет на 7,2% до 5,5 млрд евро (с 2000 по 2008 год он рос в среднем на 27% в год, но в 2009 году упал на 5%). В ближайшие годы среднегодовые темпы роста расходов на предметы роскоши в России, по прогнозам, будут держаться в этих рамках. Кстати, возможно, невысокие темпы роста объясняются как раз тем, что российские потребители товаров класса люкс предпочитают шопинг за рубежом, в том числе в Италии. Так что ее пока есть кому поддержать.

По материалам Slon.ru
regional