Новости мира

Почему Кипр отказался от требований европейских кредиторов?

Пакет европейской финансовой помощи вместе со скандальным налогом на банковские вклады с треском провален в парламенте Кипра. Итог яростных дебатов: 36 из 56 депутатов выступили против законопроекта, 19 парламентариев предпочли воздержаться. Один народный избранник, как сообщил председатель парламента Яннакис Омиру, на голосовании не присутствовал.

Тучи сгущались давно

Впрочем, едва ли это стало неожиданностью. Первые признаки неприятия появились сразу после того, как на выходных в Брюсселе было принято решение об условиях предоставления Кипру помощи. Из-за сопротивления населения и парламента голосование пришлось неоднократно переносить.

Теперь Кипру придется вновь начинать сначала: если помощь не придет вовремя, избежать банкротства вряд ли удастся. Президент и глава правительства Кипра Никос Анастасиадис неоднократно говорил о том, что иной альтернативы, кроме введения налога на депозиты у страны нет: либо коллапс банковской системы с неупорядоченным банкротством, либо «сценарий болезненного, но контролируемого управления кризисной ситуацией».

Только воспользовавшись предложенным Брюсселем пакетом помощи, банкам удастся выжить, рабочим местам – сохраниться, а ситуации с государственным долгом – остаться на приемлемом уровне, подчеркнул Анастасиадис.

Системообразующий остров

Тем не менее, договориться о помощи какого-то рода все равно придется: недаром еврокомиссар по вопросам финансов Олли Рен (Olli Rehn) причислил Кипр к «системообразующим» частям еврозоны.

Конечно, коллапс кипрской экономики не утащит за собой в пропасть всю Европу. Для этого экономического мощи небольшого средиземноморского государства явно недостаточно. Объем одной лишь греческой экономики превышает ее в 12 раз. Немецкой – вообще в 145. Однако для евро Кипр является именно системообразующей единицей.

«Коллапс Кипра и его банков косвенно скажутся на всей еврозоне, ведь в этом случае сомнения в судьбе евро снова усилятся», – сказал член Совета директоров ЕЦБ Йорг Асмуссен (J?rg Asmussen). А если рынки – то есть инвесторы и прочие субъекты экономики – начнут сомневаться в будущем евро, то они примутся выводить свои деньги из Европы. Именно поэтому Олли Рен в начале марта в интервью журналу Der Spiegel назвал системообразующей любую страну еврозоны. Лишь общее стремление стран еврозоны отстоять евро смогло успокоить рынки.

На выручку придет ESM?

Беспокойством за стабильность общеевропейской валюты объясняется и создание постоянного европейского стабфонда ESM. Деньги могут выделяться «только в том случае, если это является неизбежным условием сохранения финансовой стабильности валютного союза и всех его членов», – говорится в третьем параграфе основополагающего документа ESM.

Еще 18 марта глава ESM Клаус Реглинг (Klaus Regling) исключал возможность прямых денежных вливаний в кипрские банки. «Согласно действующим законам, у стабфонда нет возможности вступать в прямые отношения с банками», – подчеркнул он. Впрочем, непосредственная помощь станет возможной, когда в следующем году начнет работу европейская система банковского надзора, заявил Реглинг.

Приватизация и повышение налогов

В долгосрочной перспективе Кипр может улучшить свое финансовое положение, приватизировав государственные телекоммуникационную и энергетическую компании, а также порты. Поможет вернуть деньги в кассы и повышение налогов на юридические лица.

Кипр привлекал инвесторов налогами в 10 процентов, что для ЕС – рекордно низкий показатель. Уже решено повысить налоговую ставку до 12,5 процента, что может принести до 200 миллионов евро в год. Да и Россия, очевидно, продлит срок выплаты по кредиту в 2,5 миллиарда евро до 2021 года и снизит процентную ставку. Вот только вряд ли все эти меры спасут Кипр от банкротства.

regional