Бенедикт XVI, не сумевший изменить курию, решил измениться сам и заявил об уходе с папского престола, пишет Массимо Франко в газете Corriere della Sera.
Речь идет о крайне болезненной жертве понтифика-интеллектуала, потерпевшего поражение от закостеневшего аппарата, обращенного внутрь самого себя, который невозможно реформировать, полагает автор. “Выбор Папы – это итог долгих размышлений и длительной усталости. Назвать его жест инстинктивным было бы ошибочным в отношении личности, которая войдет в историю в большей степени из-за ухода в отставку, нежели по причине попыток реформировать католицизм”, – пишет автор статьи.
“Мы становимся свидетелями последнего, необратимого кризиса системы правления и формы папской власти, а также восстания “Святого отца” перед лицом дрейфа Церкви-государства, превратившейся за несколько лет в глазах общественности из “хозяйки жизни” в “грешницу”, из моральной точки отсчета в своего рода “обвиняемую” всем миром. Если бы не эта затянувшаяся и сохраняющаяся по сей день травма, было бы сложно понять причины отречения Бенедикта XVI. Длинная череда конфликтов, маневров, предательств под сенью купола Св. Петра стала причиной принятия такого решения, для которого определение “революционное” звучит неадекватно: оно слишком малое, слишком светское. То, что произошло вчера, оставляет ощущение оглушающей пустоты”, – считает Массимо Франко.
Далее автор сообщает, что “сейчас вполголоса говорят о “шокирующем” содержании секретного доклада, подготовленного тремя престарелыми кардиналами и переданного несколько месяцев назад Папе: в документе речь идет о так называемом деле Vatileaks – утечке секретной информации, по которому было предъявлено обвинение и вынесен приговор лишь в отношении мажордома Папы Паоло Габриэле”. Говорят также о скандале, связанном с “Банком Ватикана”, а также о скандале со священниками-педофилами. “Это реальность, в которой понтифик столкнулся с культурой тайны, все еще распространенной в ватиканских кругах”, – пишет автор статьи.
“Наследие, состоящие из враждебности, саморекламы, борьбы между течениями, экономические войны и судебные разборки – все это легло тяжким грузом на ослабевшие плечи Бенедикта XVI. И, будучи Папой, Бенедикт XVI нарушил многовековое табу – он дал понять номенклатуре Ватикана, что незаменимых нет: даже в отношении тех, кто восседает на престоле. Он открыл дверь для потенциальной волны отставок. Он невольно подтвердил правомерность высказываний представителей многих епископатов, которые видели в папском Риме гнездо конфликтов и маневров, кардиналов, думающих лишь о преемственности. Жертва Бенедикта XVI, насколько бы она ни была спорной, ставит всех перед лицом неотвратимой ответственности”, – заключает Франко.