Новости мира

Можно ли спати Европу: кризис глазами немецкой интеллигенции

Финансовый кризис в Европе является и культурным кризисом, считают немецкие эксперты. Различия в жизненном укладе европейцев - одна из причин. Но выход из данной ситуации есть.

Еврокризис вдруг выявил пугающие факты: национальные предрассудки и стереотипы, которые давно уже считались преодоленными, вновь заявляют о себе. Греки и итальянцы, пусть и не все, упрекают немцев в высокомерии и заносчивости. Со своей стороны некоторые немцы не скрывают скептического отношения к образу жизни их южных соседей. В этом можно убедиться по кричащим заголовкам, карикатурам, подборе фотографий в бульварных СМИ.

Единая европейская валюта способна разжечь межнациональную ненависть, предрекают некоторые противники евро. Даже если такие мысли высказываются просто в полемическом задоре, они на самом деле отражают некоторые серьезные проблемы в отношениях европейских народов друг с другом.

Кризис доверия

“Наша проблема – не деньги и не долги”, – заявляет журналист и автор книг по истории европейской культуры Густав Зайбт (Gustav Seibt). Денег в Европе достаточно, но при теперешних обстоятельствах кредиторы боятся потерять их, поэтому, по мнению Зайбта, прежде всего необходимо восстановить доверие. “Когда не будет сомнений в том, что правила соблюдаются, что они выполнимы и реалистичны, – подчеркивает он, – тогда можно будет найти и решение проблемы с долгами”.

Сходной точки зрения придерживается и авторитетный социолог, автор бестселлеров Майнхард Мигель (Meinhard Miegel). По его мнению, для преодоления кризиса доверия понадобится немало времени, так как этот кризис является следствием различий в жизненных укладах европейцев. “Мы еще недостаточно осознали, что Европа крайне неоднородна. Историческое и культурное развитие у всех нас было разным, – рассуждает Мигель. – Это отразилось и на нашей экономике”.

Общие символы

Решение проблемы, уверенно заявляет исследователь, необходимо искать глубже – в более интенсивном диалоге культур, улучшении взаимопонимания.

Без этого попытки гармонизировать экономическое развитие не приведут ни к чему. “Попытки справиться с проблемой путем сближения уровней благосостояния не могут быть успешными, пока мы имеем столь разные социально-культурные уклады, – отмечает Мигель. – Хотя я и рад тому, что наши культуры различаются”. Но каким образом можно добиться лучшего взаимопонимания?

В сущности, утверждает Густав Зайбт, Европа давно уже находится на верном пути: “Это должно происходить через символические акции, через обретение сходного жизненного опыта, к примеру, через путешествия”. Взаимопониманию, на его взгляд, мог бы послужить также обмен специалистами на рынке труда.

“Скажем, квалифицированные рабочие, набираясь опыта в разных европейских странах, убедились бы, что можно обжиться на новом месте и при этом не забывать о своих корнях”, – приводит пример журналист.

Перемены по плечу

По общему мнению исследователей, у всех европейцев есть одна общая вредная привычка: они живут не по средствам. Чтобы обеспечивать населению высокий уровень жизни, правительства залезают в долги. По мнению Майнхарда Мигеля, отказ от теперешней формы благоденствия предполагает готовность пойти на жертвы и убежденность в необходимости уменьшения запросов.

Источник Русская службо DW”Вызов, культурный и политический, состоит в том, чтобы люди, которым в результате перемен придется отказаться от того, к чему они привыкли, не впадали в отчаяние, – поясняет Мигель свою мысль. – Они должны сказать себе: “Эти перемены нам по плечу”.

Новые задачи

Финансовый кризис в таком понимании является кризисом культурным. Он ставит перед европейцами задачу формирования новой самоидентификации. Майнхард Мигель уверен: долговой кризис заставит европейцев не относиться к теперешнему комфорту как к чему-то само собой разумеющемуся. Общество будущего будет жить более скромно.

“Для европейцев это означает необходимость перестроиться, не поддаваясь пессимизму. Они должны осознать, что общество может существовать и в изменившихся условиях, созданные в прошлом социальные системы и дальше будут функционировать”, – считает социолог. Он подчеркивает, что теперь главное – разработать новые социально-культурные стратегии, которые внесли бы смысл в процесс перемен.

По материалам Русская служба DW
Anna