Новости мира

Москва предлагает игнорировать Договор о зоне свободной торговли с Украиной и СНГ

Транснефть не желает свободного доступа стран СНГ к российским трубам.

Госкомпания полагает, что требования соседей в сфере транзита по трубопроводам ущемляют интересы России.

«Транснефть» предлагает правительству отказаться от участия в разработке Соглашения о транзите трубопроводным транспортом СНГ, которое должно обеспечить странам СНГ равные права доступа к газотранспортным системам «Газпрома» и «Транснефти». Соответствующее письмо за подписью вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова было направлено в правительство в конце марта. В нем вице-президент поддержал позицию Минэнерго РФ, призывающего игнорировать положение «Договора о зоне свободной торговли» СНГ от 18 октября 2011 года, обязывающее участников согласовать условия «Соглашения о транзите…».

— Государства СНГ рассматривают будущее соглашение как возможность получения односторонних преимуществ в сфере транзита по трубопроводам, в первую очередь от России. Минэнерго России полагает, что участие в указанном договоре не соответствует российским интересам, — сообщал органам исполнительной власти замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский по итогам переговоров, прошедших в ноябре прошлого года. Отметив, что Договор о зоне свободной торговли СНГ не налагает на стороны каких-либо конкретных обязательств по условиям трубопроводного транзита, господин Яновский делает вывод о «нецелесообразности дальнейшего участия России в процессе подготовки проекта соглашения».

Договор о зоне свободной торговли СНГ был подписан в конце 2011 года. К нему присоединились Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Армения, Таджикистан, Молдова и Киргизия. Три страны — Азербайджан, Туркмения и Узбекистан — не подписали договор, однако заявляли, что планируют присоединиться к нему. В сентябре 2012 года договор был ратифицирован и вступил в силу. Статья 7 договора декларирует свободу транзита и предписывает участникам обеспечивать равные условия транзита на территории СНГ, но не распространяет ее на поставки трубопроводным транспортом. При этом п. 4 ст. 7 обязывает участников договора в течение шести месяцев после вступления его в силу, к концу марта 2013 года, завершить переговоры по подготовке Соглашения о транзите трубопроводным транспортом СНГ.

В ходе обсуждения условий соглашения, начавшегося в конце 2012 года, выяснилось, что партнеры России по переговорам намерены заложить в него принципы договора к Энергетической хартии 1994 года (ДЭХ), в которой декларируется «свобода транзита Энергетических материалов и продуктов без различий в том, что касается происхождения, места назначения или владельца». О намерении внести в соглашение эти принципы заявили, в частности, представители Украины и Молдовы. Фактически речь шла о намерении распространить на территорию СНГ принципы Третьего энергопакета ЕС, обеспечив себе равноправный доступ к системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» и газотранспортной системе «Газпрома».

В заключение соглашения на подобных условиях больше других заинтересована Украина, рассчитывающая, что свобода транзита через территорию РФ и доступ к газотранспортной системе «Газпрома» сделает доступным для Украины дешевый туркменский газ. Об этом, в частности, заявлял президент Украины Виктор Янукович в феврале 2013 года после встречи с президентом Туркмении Гурбангулы Бердымухамедовым. Ранее о намерении добиться от России равных условий доступа к газотранспортной системе заявлял уполномоченный правительства Украины по вопросам сотрудничества с РФ, СНГ и странами ЕврАзЭС Валерий Мунтиян.

Однако Минэнерго выступило резко против обсуждения самой возможности либерализации доступа партнеров по СНГ к трубопроводным транспортным системам. Как сообщает источник, близкий к переговорам, Минэнерго РФ считает, что условия транзита трубопроводным транспортом исчерпывающе прописаны в двусторонних соглашениях в рамках Единого экономического пространства, в условиях присоединения России к ВТО, а также в двусторонних договорах хозяйствующих субъектов.

— Все эти соглашения стали результатом комплексного компромисса и не могут быть пересмотрены в ходе подготовки рамочного соглашения о транзите трубопроводным транспортом, — полагают в Минэнерго.

— России невыгодно идти на уступки Украине. «Газпром» в Украине имеет неизменный спрос на газ, но как только появляется другой поставщик газа, продажи газового монополиста упадут. Украина постоянно высказывает желания сократить объемы выкупаемого у «Газпрома» газа, — поясняет эксперт ВТБ Капитал Александр Киревнин.

В пресс-службе Минэнерго сообщили, что документ находится в работе и никаких итоговых решений о его судьбе не принято.

— Какие-либо выводы до очередного заседания рабочей группы делать преждевременно, — добавил представитель ведомства.

— Отказ от принципов свободы транзита, заложенных в Договор о зоне свободной торговли и в Договоре к Энергетической хартии (ДЭХ), — это не индивидуальная позиция «Транснефти» и Минэнерго, а общая позиция правительства, — полагает аналитик Rus-Energy Михаил Крутихин.

Он пояснил также, что в числе приложений к ДЭХ есть «Газовый протокол», в котором декларируется беспрепятственный транзитный пропуск энергоносителей других стран. Например, если Словакия или Украина купила газ в Туркменистане, то Россия и остальные страны-транзитеры были бы обязаны обеспечить проход газа по своей территории при наличии мощностей в трубе. Трубопроводные мощности у России избыточны, но эти условия ее категорически не устроили. Мы покупаем газ в Туркменистане и экспортируем его как собственный. Пропускать транзитом через собственную территорию чужие энергоносители «Газпром» не соглашается.

Россия настаивает, что энерготранспортные сети — газовые, нефтяные, электрические — в СНГ должны считаться продолжением внутрироссийских сетей и подчиняться особым правилам, предписывающим не допускать туда независимых операторов и третьи стороны. В рамках этой политики отказ российского руководства от соблюдения положений Договора о зоне свободной торговли в СНГ, предусматривающих либерализацию условий транзита энергоносителей, кажется вполне естественным.

В «Транснефти» не стали комментировать ситуацию. В «Газпроме» лишь отметили, что вопрос разработки соглашения в настоящее время неактуален. В исполнительном комитете СНГ также не прокомментировали вопрос о разработке соглашения.

По материалам «Известия»
regional