Правительство Латвии намерено вступить в еврозону в январе 2014 года, однако рекордно низкий уровень доверия к евро заставляет оппозицию планировать организацию референдума по этому вопросу.
Эксперты уверены, что его исход будет негативным.
О своем намерении ввести евро Латвия заявила восемь лет назад, когда подписала договор о присоединении к Европейскому союзу. В этом документе говорится, что страна вступит в еврозону, как только выполнит Маастрихтские критерии (дефицит госбюджета, инфляция, курс по национальной валюты по отношению к евро, государственный долг).
“Латвия сохраняет готовность вести ответственную фискальную политику и выполнить Маастрихтские критерии, чтобы 1 января 2014 года страна могла присоединиться к единой европейской валюте. Евро является одним из лидеров глобального валютного рынка, его позиции стабильны. А то, что мы видим в Греции и отдельных других странах – это долговой кризис конкретных стран, а не евро как валюты”, – сказал Русской службе Би-би-си премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис.
“Для разрешения создавшейся ситуации страны ЕС действовали сообща, уже принят ряд решений относительно оказания помощи и укрепления финансовой дисциплины, чтобы к 2014 году, когда Латвия собирается вступить в еврозону, большинство сегодняшних проблем было решено”, – добавил он.
Латвийское правительство действительно не смущено тем фактом, что в Европейском союзе именно сейчас заговорили о возможном крахе еврозоны.
Более того, правящие политики Латвии уверены, что именно сегодня для страны настал самый выгодный момент: если она не вступит в еврозону в 2014 году, то не вступит еще очень долго. Дело в том, что добиться соблюдения Маастрихтских критериев до наступления кризиса у Латвии не получалось, вероятно, не удастся это и после того, как страна полностью преодолеет последствия экономического коллапса.
“Один из Маастрихтских критериев заключается в том, что инфляция не должна превышать средний показатель трех стран ЕС с самой низкой инфляцией на полтора процентных пункта, – говорит экономист, депутат Сейма Вячеслав Домбровский. – Часто случается так, что у более быстро растущих экономик экономический рост сопровождается также растущей эффективностью рабочей силы, что ведет к повышению зарплат, которые приводят к более высоким издержкам нанимателей и росту цен – то есть, инфляции”.
“Есть определенный риск: если экономика Латвии будет развивать быстро, то и показатели инфляции будут выше, чем в тех странах, которые не развиваются быстро”, – добавляет эксперт.
Еще весной премьер-министр Латвии признался, что ради достижения заданных показателей инфляции Латвия решилась на небывалый с начала кризиса шаг – сокращение налогов, в итоге летом ставка налога на добавленную стоимость была понижена на один процентный пункт.
Стремление обуздать инфляцию в будущем году обойдется бюджету примерно в 70 миллионов долларов. Такая щедрость пошла в разрез с режимом экономии, установленным правительством еще в 2009 году: внедряемые с тех пор меры консолидации бюджета позволили сократить дефицит почти на полтора миллиарда долларов при объеме расходов в девять миллиардов.
“Основное достижение на пути введении евро – это соблюдение сбалансированного бюджета. Несмотря на то, что в Латвии был серьезный экономический кризис, мы вошли в рамки дефицита бюджета менее 3% от ВВП за значительно короткий срок, что стало возможно за счет серьезной бюджетной консолидации”, – говорит Вячеслав Домбровский.
Упомянутый режим экономии оказался тяжелым бременем для малообеспеченных слоев общества. По данным Евростат, в 2011 году 40,3% жителей Латвии находились под риском бедности Это третий показатель в ЕС после Румынии и Болгарии.
Учитывая негативный опыт и потерю благосостояния после преодоления собственного кризиса, жители Латвии с опаской наблюдают за тревожными новостями из еврозоны, куда так стремится латвийское правительство.
Эти обстоятельства, само собой, отражается на уровне доверия населения к евро как таковому.
“Введение евро в 2012 году поддерживает 12% населения Латвии. Это небывало низкий показатель, на протяжении многих лет количество жителей, поддерживающих евро, колебалось в районе 30 – 40%. Наверное, все те события, которые сейчас происходят в ервозоне, немного подкосили доверие жителей Латвии к этой валюте”, – сказал Русской службе Би-Би-Си социолог Айгар Фрейманис.
Растущее недоверие жителей Латвии к евро подстегнуло оппозиционных депутатов заговорить о том, что такие вопросы, как отказ от национальной валюты, должны быть вынесены на референдум. Законопроект, предоставляющий народу право в ходе референдума определять дату введения евро, был внесен в парламент оппозиционной фракцией “Союз зеленых и крестьян”.
“Мы считаем, что народ по этому поводу должен высказать свое мнение, поскольку большая часть населения смотрит неоднозначно на вопрос введения евро”, – заявил в интервью Би-би-си глава парламентской фракции СЗК Аугуст Бригманис.
Тем не менее, правящие партии высказались резко против такого референдума.
“С момента расширения Европейского союза 2004 года, когда туда вступили еще девять стран, в еврозону вошли пять из них. Ни одна страна при этом не проводила отдельного референдума по этому поводу. С юридической точки зрения, оснований для проведения референдума нет, так как жители Латвии поддержали введение евро как одного из условий присоединения к ЕС еще в 2003 году, когда проголосовали на референдуме за вступление в ЕС”, – говорит премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис.
Примерно той же точки зрения придерживается министерство финансов.
“Для десяти новых стран-участниц ЕС, которые присоединились к Евросоюзу в 2004 году, в том числе и Латвии, введение евро обязательно и предусмотрено в договоре о вступлении в ЕС”, – сказала Би-би-си представительница минифина Мара Шетлере.
“1 мая 2004 года, когда Латвия вступила в ЕС, уже была сформулирована как политически, так и юридически его цель – создание экономического и монетарного союза (с единой валютой). Присоединение к еврозоне в понимании конституции нельзя считать существенным изменением того, на каких условиях Латвия является членом ЕС. Нет и оснований для проведения референдума на эту тему”, – добавила в беседе с корреспондентом Русской службой Би-би-си представительница министерства юстиции Латвии Лига Адамсоне.
Оппозиционные политики не спорят с тем, что Латвия обязалась вступить в еврозону. Однако, по их мнению, дата этого события в документах о присоединении к еврозоне не закреплена. А значит, провести всенародное голосование можно по вопросу введения евро с конкретной датой, а не по существу.
После того как добиться этого референдума не получилось через отдельный законопроект, политики задумались о другой процедуре.
“Мы обдумаем вариант сбора подписей, – говорит сопредседатель “Зеленой партии” Виестурс Силениекс. – Перед принятием такого решения должен быть более широкий анализ. К примеру, в Эстонии после введения евро некоторые цены пошли вверх, инвестиций не сильно прибавилось”.
Для того, чтобы вынести инициативу на всенародное голосование через сбор подписей, необходимо заручиться поддержкой более 150 тыс. избирателей. После этого законопроект попадает в парламент, если последний его не поддерживает, вопрос выносится на всенародное голосование.
“Если посмотреть на опросы общественного мнения, то они показывают однозначный ответ – отношение общества к евро крайне негативное. Мы можем по-разному формулировать этот вопрос, однако больше половины всегда оказывается против введения евро. В случае проведения референдума исход тоже был бы негативным, если только не сделать значительных вложений в кампанию по переубеждению общества. Другое дело, мы не можем сказать, насколько активными жители Латвии были бы в ходе такого референдума”, – говорит социолог Арнис Кактыньш.