Новости мира

Кризис в США коснется всех: Зачем поднимать потолок госдолга?

Американские политики неоднократно держали в напряжении мировую общественность, согласовывая очередной потолок госдолга. Почему лимиту заимствований придают такое значение и зачем его нужно повышать - разбиралась DW.

“Война – отец всех”, – эта цитата греческого философа Гераклита как нельзя лучше описывает происхождение понятия “потолок госдолга” в бюджетном законодательстве Соединенных Штатов. Оно появилось в 1917 году, вскоре после того, как страна вступила в Первую мировую войну. Установление лимита было призвано контролировать расходы бюджета, связанные с участием США в военных действиях.

Стоит ли игра свеч?

С тех пор мало что изменилось: потолок госдолга – это максимальный объем средств, которые американское министерство финансов может занимать. Как только размер долга превышает эту отметку, госрасходы автоматически урезаются, чтобы вновь сбалансировать бюджет.

За последние сто лет потолок госдолга повышался более 75 раз. Но если лимит заимствований можно повысить по мере необходимости – целесообразно ли его введение? Хольгер Шмидинг (Holger Schmieding), главный экономист Berenberg Bank в Лондоне, считает установление потолка госдолга вполне оправданным. Ограничение размера заимствований заставляет американских политиков регулярно задумываться о том, готовы ли они брать на себя новые долговые обязательства, объясняет он.

Между тем, Ирвин Колльер из Свободного университета Берлина, придерживается противоположной точки зрения. “Конгресс и так сам определяет объем расходов бюджета и размер поступлений. Поэтому дополнительное установление границы не имеет смысла”, – утверждает американский экономист, возглавляющий в университете Институт североамериканских исследований имени Джона Ф. Кеннеди.

Контроль от Берлина до Брюсселя

Похожий механизм контроля есть и в Германии – так называемый “долговой тормоз”, призванный ограничить размер государственной задолженности. А с 1 января 2013 года и в странах ЕС действует подобный инструмент – фискальный пакт, инициированный Германией и Францией с целью обеспечения строгой бюджетной дисциплины в странах валютного блока.

Принятие документа, который подписали 25 из 28 стран-членов ЕС, за исключением Великобритании и Чехии, стало ответом на долговой кризис в зоне евро. Если действие договора оправдает себя в Евросоюзе, границы его применения могут быть впоследствии расширены, считает Ханс-Петер Бургхоф (Hans-Peter Burghof), экономист Университета Хохенхайма. Однако если бюджетные средства на исходе – будь то Берлин, Брюссель или Вашингтон – необходимо искать источники дохода. “Когда доходит до крайности, выбора в общем-то не остается, кроме как увеличить предел заимствований, чтобы государство оставалось платежеспособным”, – заключает Бургхоф.

Главное – спокойствие

Что бы ни говорили критики, для США увеличение потолка госдолга имеет большое значение. Экономисты неоднократно предупреждали: если конгрессмены не согласуют новый лимит заимствований, последствия будут плачевными – причем не только для американцев. Если у Соединенных Штатов кончатся деньги, минфину придется резко сократить траты, и никто не знает, какие статьи расходов будут урезаны. “Здесь нет никакой системы. Оплата счетов будет происходить в произвольном порядке”, – рассуждает Ирвин Колльер из Свободного университета Берлина.

Большинство экспертов сходятся во мнении: неспособность Соединенных Штатов обслуживать свою бюджетную задолженность или дефолт – худшее, что может произойти. Неспособность США платить по своим финансовым обязательствам в течение пары дней – это еще полбеды, говорит Хольгер Шмидинг из Berenberg Bank. “Но если ситуация затянется, Соединенным Штатам грозит потеря доверия и серьезные финансовые санкции”, – добавляет экономист.

Однако маловероятно, что события будут развиваться по мрачному сценарию. Лучшее свидетельство тому – спокойствие крупнейших рейтинговых агентств. Так, глава агентства Moody’s оценил возможность дефолта крупнейшией мировой экономики как “наименее вероятную”. Он также выразил надежду в интервью телеканалу CNBC, что конгрессменам удастся договориться до 17 октября, когда, по расчетам американского казначейства, в бюджете практически не останется средств. Аналогичного мнения придерживается и Колльер: “Скорее всего, потолок госдолга поднимут на три или шесть месяцев, дальше будет видно”.

По материалам « Русская служба DW»
regional