Новости мира

Карта мира. Золото, джунгли, самогон

Путешественник Роман Вишня побывал в эквадорской деревне на краю цивилизации

40 лет назад Порфирио Лусурьяга и несколько его родственников пришли в дикие места, чтобы мачете и топорами прорубить светлое будущее в джунглях эквадорской Амазонии. Так появилась деревня Сан-Игнасио-де-Лойола, или просто Лойола, названная в честь создателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы. Это окраина цивилизации: рядом — земли индейцев-шуара, электричество тут появилось лишь 10 лет назад, а сигнал мобильной связи можно поймать только на одном холме.

Сейчас Порфирио 92 года, и его в шутку называют «инка». Кроме него в деревне живут около 200 человек, но фамилий у них всего несколько: раньше в эквадор-ских семьях рождалось по 10-12 детей, так что почти все приходятся друг другу родственниками.

Мы остановились у дона Мигеля — мелкого фермера и лучшего самогонщика деревни. Тростниковый самогон траго здесь делают два «производителя», но жители Лойолы больше ценят траго дона Мигеля — пьётся легко, и похмелье не мучает. Кроме приготовления самогона и сахара, тростник идёт на корм свиньям. Свинина в Эквадоре — любимое мясо, но вот сала у местных свиней практически нет.

Золотой запой

Жители Лойолы ведут в общем-то обычную для украинских селян жизнь, разве что на огородах у них тростник и бананы. Правда, есть и очевидное отличие: многие мужчины занимаются нелегальной золотодобычей. Золото в Эквадоре можно найти во многих местах, но не везде его достаточно для массового промысла. Лойольцы ходят мыть золото в джунгли, на территорию национального парка «Подокарпус». Полиция патрулирует территорию заповедника на вертолётах, отлавливая нарушителей, особо злостных даже сажают на небольшие сроки. Впрочем, благодаря фирменному эквадорскому разгильдяйству нарушители чаще всего остаются безнаказанными.

Работа нелёгкая: старатели уходят на неделю в лес, где добывают песчаную породу и промывают её в реках с помощью больших деревянных лотков на опорах. Вода вымывает песок и примеси, оставляя золото на дне. В удачный день старатель может намыть 7 граммов золотого песка, который сейчас стоит около $45 за грамм. За неделю работ в джунглях старатель может заработать до пары тысяч долларов. В местных реалиях это означает несколько недель отдыха или даже запоя.

Сначала гуляют красиво, покупают дорогие марки виски — в Эквадоре это модно, хоть в виски мало кто разбирается. А через пару недель работяги, пропившие всё добытое, приходят к дону Мигелю за тростниковым самогоном. Ничего зазорного они в этом не видят, здесь даже есть поговорка: «золото не любит залёживаться».

В самой деревне золота мало — за 4 часа я намыл всего полграмма золотого песка. Работа тяжёлая, но когда на дне «платона», металлической тарелки для промывки песка, видишь крупинки золота, усталость как рукой снимает. Сразу начинаешь понимать страсть к презренному металлу, которая привлекла в эти края конкистадоров и сгубила тысячи любителей наживы.

Шаман-дантист

Есть в Лойоле и другая достопримечательность — шаман дон Эрнандо. Нет, это не индеец в головном уборе из перьев, вызывающий духов и лечащий заклинаниями. Дон Эрнандо, зубной техник по образованию, выглядит вполне современно. Живёт он в большом двухэтажном доме с внутренним двориком, но планирует построить мини-отель, чтобы возить в Лойолу туристов.

В доме Эрнандо есть импровизированный краеведческий музей — коллекция старинных артефактов. Местные жители рассказывают, что шаман очень изменился с тех пор, как начал собирать статуэтки божков, посуду и оружие инков. Раньше он был весёлым добродушным человеком, а сейчас ведёт себя странно, постоянно носит с собой пистолет и живёт отдельно от жены в комнате с божками, целебными настойками и несколькими ящиками пива.

На огороде Эрнандо растёт ежевика — главная эквадорская ягода — и пара кустиков коки. Выращивать коку в Эквадоре запрещено, и к шаману по этому поводу даже приходили полицейские. Но стражи порядка удовлетворились ответом, что кока нужна шаману только для лечебных настоек, — наверное, побоялись его колдовства.

Говорят, во время перуанско-эквадорской войны в 1995 году перуанским солдатам после еды давали 3-4 листика коки в качестве энергетика. Я съел десяток листиков, но особого эффекта не почувствовал. То ли славянскому организму нужно больше, то ли действие коки потерялось на фоне впечатлений от джунглей, гор, золотой лихорадки и местного колорита.

regional