В среду из трубы на Площади Святого Петра в Риме пошел белый дым. Это означает, что кардиналы избрали нового Папу Римского.
Им стал 76-летний аргентинец Хорхе Марио Бергольйо, архиепископ Буэнос-Айреса.
Одновременно Бергольйо принадлежит к ордену иезуитов – Общества Иисуса. Он сразу ввел несколько изменений в Католической церкви. Особенно красноречивым является мотто герба кардинала-священника – Miserando Atque Eligendo, что в переводе с итальянского означает “жалкий, но избранный”.
Впервые в истории Папой стал неевропеець. Впервые престол занял иезуит. Впервые понтифик избрал себе имя Франциск. Так звали двух выдающийся святых Католической церкви: Франциска Ассизского, прославившегося своей нищетой и нетерпимостью к роскоши и Франциска Сальского, выдающегося миссионера. Поэтому от Папы ждут и того, и другого.
Новый Папа происходит из семьи эмигранта-итальянца, железнодорожного работника. Он был младшим из пятерых его детей. Привык к скромности. Сам готовил себе пищу и жил в небольшой квартире в Буэнос-Айресе. Преподавал литературу и философию. Говорит на итальянском, испанском и немецком языках. В Аргентине его считают консерватором – Бергольйо был непримиримым противником гомосексуализма и однополых браков. В то же время, все запомнили случай, когда тогдашний кардинал в местном хосписе помыл и поцеловал ноги детей, больных СПИДом.
Его первыми словами после выхода к людям стали шуткой: “Братья и сестры! Добрый вечер! Вы знаете, обязанностью конклава было избрать нового епископа Рима. Кажется, мои братья-кардиналы нашли его на конце света”.
Хорошо знает Главу Украинской греко-католической церкви Святослава Шевчука. Тот был епископом для украинцев-католиков в Буэнос-Айресе.
Избрание Бергольйо Папой будет иметь хорошие последствия как для мира, так и для Украины, говорит философ и богослов Андрей Баумейстер, 43 года:
– Для нас это удачный выбор и удачный пример. Имя Франциск – это образ евангелизации и образ христианской скромности. Для украинцев это очень важная тема. Потому что не хватает в Украине и того, и другого. Христианство – это не только величие Рима, но и власть, которая служит. Это всем нужно сейчас. Чтобы Церковь была проще, не выстраивала искусственных преград между собой и человеком. Потому что непомерная роскошь мира в XXI веке требует какой-то сдерживающей силы. И новый Папа может ею быть.
Он первый иезуит на папском престоле. Думаю, Общество Иисуса уже давно заслужило это. Еще со времен Контрреформации орден иезуитов, интеллектуалов сумел переломить ход событий, объединить Европу вокруг интеллектуальных и духовных ценностей. И я удивляюсь, почему до сих пор не было Папы-иезуита. Были и доминиканцы, и папы из других орденов. Следовательно, то, что именно иезуит стал Папой – большая радость. Означает, что политика его будет продуманная и взвешенная.
Он первый Папа с Американского континента. Это тоже приятная неожиданность. Когда выбирали Иоанна-Павла II, то все задавали себе вопрос, может ли человек из Восточной Европы, из советского блока, объединить и западный мир. Теперь те же вопросы к латиноамериканцу. Но опыт доказал, что все же может, и это приводит к очень позитивным изменениям. Он имеет эту латиноамериканскую искренность в вере, детскую наивность в глазах. Одновременно это не наивность в смысле незнания – Франциск I человек большого образования и интеллекта. Здесь нет противоречия. Он – доказательство того, что простая вера и интеллект прекрасно сочетаются.
Относительно его возраста, трудно сказать, – это может иметь как позитивные последствия, так и не совсем. С одной стороны, так исторически сложилось, что именно папы, которые были пожилыми, делали очень много для Церкви и правили долго. С другой стороны, Церковь действительно стоит сейчас перед многими вызовами. И логично было бы дать возможность возглавить ее молодому человеку. О здоровье нового Папы мы ничего не знаем, – после избрания видели его как человека, который шутит, умеет влиять на людей, человека, который ведет себя тихо и без пафоса и громких заявлений. Все очень просто, – помолились в тишине. И это удивляло. Человек почти без жестов. Если вспомнить Иоанна-Павла II с его активными призывами – это было совсем другое. Этим поведением Франциск напоминает Иоанна ХХIII. Он человек из простой семьи, а, соответственно, хорошо относится к простым людям.
Очевидно, его целью будет и новая евангелизация. Она должна постоянно восстанавливаться. Особенно теперь, когда западный мир очень секуляризованный. Но это – новая волна и как она будет происходить, пока неизвестно. То, что Папа вскоре встретится с журналистами на большой встрече – тоже признак его открытости.
Для Украины это очень хороший выбор конклава. Новый Папа – хороший знакомый главы УГКЦ Святослава Шевчука. Они вместе были епископами в Буэнос-Айресе. Конечно, это повлияет на позицию Рима относительно Украины. Новый Папа прекрасно осведомлен через знакомство с греко-католиками с тем, что есть Украина и какие здесь проблемы. Потому что это всегда большие хлопоты – не все в Ватикане знают о нас достаточно. Надеюсь, что будет больше сближения.
Относительно того, дадут ли УГКЦ патриархат, – еще рано говорить. Но отношения улучшатся. Когда Святослав возглавил УГКЦ, он пригласил тогда еще архиепископа Буэнос-Айреса посетить Украину. Думаю, это будет возможно и теперь, когда он стал Папой. Это не будет в ближайшие год-два, но дальше – да. С православными тоже могут улучшиться отношения. Когда-то, когда выбирали Бенедикта XVI, то все ждали, что у него сложатся хорошие отношения с Алексеем II, русским патриархом. Мол, оба немцы, старой закалки и т.п.. И не сложились. А сейчас, когда иезуит стал Папой, имеет прекрасные отношения с греко-католиками, – будто и не ожидают особенно на улучшение с православными. И как раз поэтому оно может быть. То есть, Франциск I может посетить не только Киев, но и Москву. Для этого уже время пришло.