Новости мира

Ходорковский из тюрьмы о России: “Коррупция – становой хребет режима”, – Tageszeitung

"В тюрьме эмоциональная стабильность - залог жизни и здоровья. Моему чуть более эмоциональному другу и партнеру Платону Лебедеву намного тяжелее", - заявил бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в интервью Tageszeitung.

При этом, по его словам, он не считает, что его “оппонент должен сидеть в тюрьме. Это неспортивно, по крайней мере”.

“Я не ищу для себя политической карьеры, о чем говорил многократно. Однако рисков это, конечно, не уменьшает. Один раз мне повезло: человек ночью, когда я спал, бил ножом в глаз, но промахнулся и лишь поранил лицо”, – продолжил Ходорковский.

На вопрос, почему он не эмигрировал, Ходорковский ответил: “Я представлял себе, что меня могут много лет держать в тюрьме под арестом, но поверить в возможность публичного процесса по заведомо абсурдным обвинениям действительно было трудно”. Кроме того, он сказал, что не предусмотрел “массового захвата заложников”, то есть арестов людей из его окружения. “Именно заложники были одной из причин невозможности моего отъезда, меня учили своих не бросать”, – добавил он.

“При Ельцине суды тоже допускали неправосудные решения, но это были личные решения судей, а не система, не государственная политика, поэтому степень и массовость извращения закона в судах была меньше”, – продолжил он.

Текущую ситуацию экс-глава ЮКОСа описал так: “Убежден, что значительная часть команды В.В. Путина преследует цель личного обогащения, применяя псевдолегитимное насилие в качестве основного средства. … Но гораздо хуже, что эта модель поведения уже спроецирована на самые широкие круги бюрократии и сотрудников правоохранительных органов. По сути, сегодня каждый чиновник, каждый полицейский считает себя вправе обогащаться за счет обычных граждан. Конечно, у некоторых людей есть совесть, но им сложно сохранять свои посты. Коррупция существует в любом государстве, но лишь немногие политические режимы делают ее несущим элементом своей конструкции. Считаю, что это был осознанный выбор В.В. Путина, решившего таким образом контролировать элиту”.

“Протест, начавшийся более года назад, сейчас проходит спад. А вот недовольство режимом растет, и это предсказывали многие. Большой политический цикл В.В. Путина заканчивается. В России он составляет приблизительно 15 лет. Продлить его могла бы серьезная война или радикальные политические изменения. Иных примеров в российской истории нет. Продолжение сегодняшней линии делает путинскую “брежневизацию” неизбежной. Исторический опыт показывает: стагнационный период в России может длиться достаточно долго, но заканчивается всегда смутой”, – продолжил Ходорковский.

По его словам, “основная проблема нашего президента и его окружения – они не верят своему народу. … В путинской картине мира есть несамостоятельное большинство, враждебное (или купленное врагами) меньшинство и его, Путина, окружение. … Полагаю, та модель, которая подспудно реализуется В.В. Путиным, – это хорошо знакомая ему гэдээровская схема с жесткой политической позицией, кукольной многопартийностью и государственным монополизмом в базовых отраслях хозяйства страны”. При этом “В.В. Путин, несомненно, ощутил опасность нынешнего разгула коррупции и пытается “ввести ее в рамки”. Однако коррупция – становой хребет режима. Чтобы “отменить” коррупцию, нужно заменить людей на иных, с другой мотивацией, допустить политическую конкуренцию, реальную сменяемость управленческой команды. То есть, в конце концов, – отдать власть. Боюсь, на такое самопожертвование ни Путин, ни тем более его команда не готовы”.

“Нас уверяют, что Путину нет альтернативы, а это – заведомая ложь, но ей искренне верят многие, в том числе и сам Путин. Лучшая альтернатива – нормальные, демократические государственные институты, чью репутацию Кремль последовательно разрушает. Возможно ли изменение самого Путина? Я в этом сомневаюсь: характер, возраст, окружение”, – сказал Ходорковский. Он также высказал предположение, что именно окружение в конце концов уберет Путина.

По прогнозу Ходорковского, “Россия сейчас приближается к очередной точке бифуркации. Стагнация, полицейский режим, фальсификация выборов, отъезд большого количества образованной молодежи из страны более вероятны. Однако остается возможность протестной мобилизации, раскола правящей элиты с возвращением страны на траекторию строительства институтов демократического общества”.

Основные проблемы Ходорковский охарактеризовал так: “Неопределенность в отношении права собственности и правил игры, наряду с системной коррупцией, отсутствием независимого суда и расширением сферы госмонополизма приводит к отказу от долгосрочных инвестиций. Хуже всего, что это касается не только денег (деньги у государства есть), а ума и судеб людей, им обладающих. Результат – потеря страной конкурентоспособности, помимо сырьевого сектора, деградация культуры”.

По его словам, “наше государство состоит из конфликтующих между собой групп. Использование провокаций против третьих лиц в своей борьбе для них – норма. Есть и те, кто считает, что выиграет от силового сценария. В.В. Путин пытается балансировать, но его возможности убывают”.

По материалам InoPressa.ru
regional