Слишком радикальные, слишком агрессивные, а также слишком красивые, активистки Femen поставили в неловкое положение аналитиков и феминистские организации Франции. Их акция в соборе Парижской Богоматери не нашла понимания даже у их сторонников.
Украинское движение Femen, поначалу принятое во Франции с распростертыми объятиями, теперь вызывает противоречивую реакцию даже среди феминистских организаций, пишет Libération. После появления Femen на манифестации католической организации Civitas против легализации однополых браков украинки оказались в центре общественных споров. А их акция в соборе Парижской Богоматери не нашла понимания даже у, казалось бы, их естественных сторонников. Мэр Парижа социалист Бертран Деланоэ осудил “акцию, искажающую честную борьбу за равенство между мужчинами и женщинами и бессмысленно шокировавшую многих верующих”, министр по делам культов Мануэль Вальс выразил “поддержку католикам Франции, которых мог оскорбить этот грубый поступок”, и даже активистка экологического движения Эва Жоли назвала акцию “неуместной”.
“Слишком радикальные, слишком агрессивные, но также и слишком красивые, слишком белокурые, слишком украинские, активистки Femen внезапно поставили в неловкое положение аналитиков и феминистские организации”, – отмечает издание. Чтобы положить конец вопросам о своих целях во Франции, участницы Femen опубликовали манифест движения, представляющий собой смесь автобиографии и теоретической платформы. Это их первая книга – раньше они писали только на своих телах, отмечает газета. “Во Франции, чтобы тебя признали, надо публиковать тексты”, – говорит одна из французских членов движения Элоиза Бутон.
В начале манифеста излагаются три основных положения: немедленное политическое свержение всех диктаторских режимов, создающих невыносимые условия жизни для женщин; полное искоренение проституции посредством уголовного преследования клиентов; всеобщее отделение Церкви от государства с запретом какого-либо вмешательства религиозных институтов в социальную, половую и репродуктивную жизнь современной женщины. Их оружие – “секстремизм”, их цель – “полная победа над патриархатом”. По словам философа Женевьевы Фрес, женщины во всем мире борются за право “одеваться или раздеваться”, поэтому вполне логичен интерес к этому вопросу со стороны украинок Femen, чья страна печально известна торговлей женщинами.
Во Франции украинки в своих цветочных венках за несколько месяцев сумели затмить все остальные феминистские организации: теперь всех больше интересует, что они думают об украинском движении, а не их собственные цели, продолжает издание. Их представители указывают как на существенные, так и на формальные разногласия с Femen, а также отмечают, что украинки не демонстрируют солидарности с другими феминистскими движениями.
Активистки Femen действительно не склонны к солидарности. По их словам, их разочаровала реакция россиянок из Pussy Riot на устроенную украинками акцию в их поддержку: “Pussy Riot заявили, что они верующие, что они защищали Церковь и молились. Это смешно”, – цитирует издание. Активистки Femen утверждают, что революцию делают такие, как они, молодые и смелые, и им наплевать, согласны ли с ними остальные; им не нужны ни споры с “врагами”, ни одобрение толпы.
Одна из авторов манифеста Femen, 22-летняя Инна Шевченко считает, что французские феминистки не понимают их радикализма: “У них есть работа, учеба в университете, семья, часто – дети. Короче говоря, это не профессиональные революционерки, как мы. Для кого-то это игра, а мы – радикальное движение, это не игрушки”, – пишет она. Вот только радикальные методы Инны вызывают вопросы даже у тех француженок, которые присоединились к Femen. Сафия Лебди и Лубна Мелиан, борющиеся с проституцией, поначалу помогли украинкам обосноваться в Париже, но затем дистанцировались от них из-за глубинных разногласий: они убеждены, что уголовное преследование клиентов не поможет решить проблему проституции.
Если феминистки подчас сомневаются в Femen, то крайне правые и католики открыто ненавидят это движение, констатирует издание. Целыми днями его участниц осыпают оскорблениями на форумах и в социальных сетях. Страничка Facebook “За то, чтобы Femen предстали перед судом”, например, устроила дискуссию на тему: “Что лучше, побить или изнасиловать одну из Femen?”. А сайт “Равенство и примирение” обвинил Элоизу Бутон в том, что она работает девушкой по вызову, и разместил в интернете ее личные данные, адрес и телефон. Инне Шевченко каждый день приходят смс-сообщения с требованием покинуть страну. “Я знаю, что на меня могут напасть или однажды убить, такова жизнь”, – говорит она.