Новости мира

Exxon судится с Венесуэлой

Международный арбитраж присудил нефтяной компании Exxon компенсацию в 908 млн долларов за национализацию одного из ее проектов в Венесуэле в 2007 году.

Компенсация составляет менее 10% от того, что Exxon требовал изначально в качестве компенсации за проект по извлечению сырой нефти из нефтеносных песков в бассейне реки Ориноко.

Exxon официально не раскрывал размер своих требований к венесуэльским властям, но по сообщениям СМИ, компания хотела 10 млрд долларов. В сентябре Венесуэла предложила 1 млрд долларов.

Решение о компенсации вынесено арбитражной комиссией при Международной торговой палате в Париже, которая постановила, что у венесуэльской государственной компании PDVSA есть обязательства перед Exxon после национализации актива. Решение обязательно для Каракаса.

“Венесуэльцы наверняка радуются, что так дешево отделались. Для них это и впрямь веселый новый год”, – прокомментировал аналитик Расс Даллен из компании Caracas Capital Markets.

Агрессивная национализация

Президент Венесуэлы Уго Чавес национализировал целый ряд активов иностранных нефтяных компаний, в том числе Exxon и Conoco Phillips, многие из которых оспаривают его решения в различных международных арбитражных инстанциях.

Так, следующим, уже в другом арбитраже, будет слушаться дело, связанное с национализацией проекта Exxon Серро Негро.

Большинство еще не освоенных запасов нефти в Венесуэле содержатся в нефтеносных песках. Извлечение из них “черного золота” – технологически сложный и затратный процесс, а правительство страны стремится увеличить налоговые поступления от проектов по освоению такой нефти.

По словам аналитиков, агрессивная стратегия национализации отпугнула многих иностранных инвесторов и ограничила объемы добычи нефти в Венесуэле.

Exxon и Conoco Phillips свернули свою деятельность в этой латиноамериканской стране, но некоторые другие нефтяные компании продолжают вкладывать в нее деньги.

Так, в 2010 году соглашения об освоении запасов бассейна Ориноко подписали американская нефтяная компания Chevron и испанская Repsol.

По материалам: BBC Russian
bondarenko