Разгон манифестантов в Каире 19 ноября может стать началом больших волнений перед парламентскими выборами в Египте, которые пройдут 28 ноября
Почти через десять месяцев после того, как на центральной площади Каира Тахрир начались массовые протесты против режима президента Хосни Мубарака, в Египте опять гремят выстрелы, а полиция разгоняет демонстрантов слезоточивым газом.
По последним данным, более 20-ти человек уже погибли в результате столкновений с полицией, более 2 тысяч получили ранения. Все это происходит за неделю до первых за последние 50 лет демократических выборов в стране. Голосование должно состояться 28 ноября 2011 года, и покажет, насколько Египет переборол остатки авторитарного правления и может ли он сам выбирать своих правителей. «Главная беда Каира, что на него смотрят все страны Африки и Ближнего Востока, где тоже произошли революции. Если сейчас там военные возьмут верх, везде может пойти цепная реакция», – рассказал аналитик Совета по Внешней политике Изабель Колман. По ее мнению, революции в начале 2011 года показали, что арабские страны очень связаны между собой и потому поражение демократов в Каире может привести к полному сворачиванию революционных движений в регионе.
Сейчас ситуация на Ближнем Востоке остается достаточно напряженной. В Тунисе на парламентских выборах победила умеренная исламистская партия «Ан-Нахда». Она пока не начала проводить радикальных реформ, которые направлены на исламизацию страны, но уже победа такой силы чрезвычайно показательна. Демократические движения, которые организовали и провели революцию в стране опять остались в оппозиции и набрали не более 15%. Многие эксперты объясняют это тем, что демократы не смогли нормально организовать процесс жизни в стране и потому резко потеряли свою популярность.
В Ливии, повстанцы начинают активно воевать между собой за сферы влияния. А представители центрального правительства, которое признали на западе, заявляют, что не контролируют территорию страны и не могут принудить полевых командиров сложить оружие. Эксперты Центра Брукингса считают, что сейчас Ливия стоит на пороге новой гражданской войны, особенно противостояние между вчерашними демократами усилится, когда нефтедобывающие компании начнут подготавливать условия для контрактов по разведке месторождений. Ведь Ливия обладает 25% запасов всей нефти в Африке и потому представляет реальную перспективу для европейских инвесторов, ведь в разделе нефтедобывающей сферы страны будут задействованы большие деньги.
Наконец Сирия, также находится на грани войны. Президент страны Башар Асад подавляет восстания в своих городах методами покойного Муамара Кадафи – с помощью танков. И если Египет тоже начнет войну в своих границах, то весь регион может запылать. В любом случае беспорядки, которые начались 19 ноября 2011 года на площади Тахрир показывают, что революции переходят из фазы мирных митингов в вооруженные противостояния. По мнению эксперта Института политических исследований в Каире Мухамеда Аль-Садра, сейчас видно, как военные не хотят отдавать власть. «Египет, после революции, остается под властью армии. Ушел Мубарак, но мы даже не можем осудить его за преступления. Ведь глава страны сейчас генерал Мухамед Тантави, который до этого был министром обороны», – пояснил аналитик.
Военная партия в Египте имеет достаточно сторонников и потому может себе позволить разгонять митинги. Ведь сейчас в стране большинство населения хочет порядка, но при этом оно не готово отказаться от демократии. Сама январская революция была проведена под лозунгом введения прав и свобод западного образца, но почти за год этого так и не произошло. В стране растет недовольство, и все ждут выборов.
Эксперты видят два наиболее реалистичных сценария развития событий. Во-первых, военные или партии, которые им сочувствуют, побеждают на выборах и Тантави выбирают президентом. Тогда ситуация возвращается к дореволюционному времени, за исключением некоторых реформ в сфере прав человека. А процесс над Мубараком затягивают и потом его оправдывают. Египет опять становится на путь развития национальной идеи, постепенно скатываясь в диктатуру. А массовые протесты будут подавлены полицией.
Второй вариант предполагает, победу демократического блока. Тогда лидером страны, возможно, станет бывший глава МАГАТЕ Мохамед Эль Барадеи. Но, по мнению Изабель Колман, армейские генералы не захотят просто отдать власть, и это может вылиться в противостояние между сторонами. Теперь революция уже не будет мирной. Это ослабит демократов и усилит исламские движения, которые уже сейчас набирают силу в стране и регионе в целом.