Новости мира

Дело Сноудена напомнило “полезных идиотов” Ленина и “марионеток” Лема, – The Wall Street Journal

Ленин назвал бы Сноудена "полезным идиотом", а Лем - предостерег от судьбы марионетки, пишут западные СМИ.

Большинство экспертов полагают, что ныне российские спецслужбы манипулируют разоблачителем. Путин демонстрирует “осторожные маневры” в отношениях с Вашингтоном, но внутри страны не церемонится: прослушка – это рутина для России, и вот-вот появятся новые, “гротескные” ограничения в интернете.

По словам Владимира Путина, он надеется на то, что Эдвард Сноуден, организовавший утечку информации из Агентства национальной безопасности США, покинет Россию как можно быстрее, пишет московский корреспондент The Wall Street Journal. Хотя прибытие Сноудена дало российскому президенту возможность укрепить свою репутацию в плане демонстративного неповиновения Америке, Путин не хочет серьезно подрывать отношения с Вашингтоном – это могло бы поставить под угрозу встречу на высшем уровне в сентябре, рассуждает журналист.

Американцы “поднапугали все остальные страны, и никто его брать не хочет. И вот таким образом они, по сути, сами его заблокировали на нашей территории”, заявил Путин.

Путин извлекает выгоду из дела “разоблачителя” Эдварда Сноудена – он стал джокером Кремля в партии с США и Европой, считают корреспонденты Le Figaro Лора Мандевиль и Жан-Жак Мевель. Значительная часть мировой общественности приветствует его разоблачения, но Ленин цинично назвал бы его “полезным идиотом”.

Даже если русские сами не стоят за поступком Сноудена, пока что они выигрывают от него по всем статьям, заявил источник издания в европейских дипломатических кругах. В этом шпионском скандале слишком многое остается неясным, чтобы Запад осмелился публично заявить о наличии в нем “русского следа”, но, как сказала президент Литвы Даля Грибаускайте, “это подозрительно, очень подозрительно”.

Откровения Сноудена позволяют российскому режиму, который защищает Башара Асада и преследует Pussy Riot, отчасти вернуть моральный авторитет, считают авторы. Что им двигало: разочарование, идеализм или наивность? Пошел ли он на контакт с российскими властями добровольно и был ли его прилет в Шереметьево сюрпризом для принимающей стороны? Большинство экспертов верят в искренность убеждений компьютерщика, однако не сомневаются, что теперь российские спецслужбы им манипулируют.

Сноуден не может не понимать, что в настоящий момент его судьба находится в руках российских спецслужб, и ведет себя соответственно. “Как только он приземлился, его отвезли на дачу ФСБ и допрашивали столько, сколько было необходимо”, – убежден журналист и оппозиционный лидер Сергей Пархоменко. Он не сомневается, что агенты спецслужб завладели информацией из ноутбуков американца. Сам Сноуден по-прежнему уверяет, что не передавал информацию никаким правительствам.

В европейских разведывательных кругах подвергают сомнению ценность оставшихся у разоблачителя материалов, говорится далее. В конце концов, в отличие от WikiLeaks, он всего лишь раскрыл секрет Полишинеля, поведав миру, что американцы шпионят за всеми, включая своих союзников.

Непонятно, начала ли Россия эту бильярдную партию, но закончится она тогда, когда этого захочет Путин, подводят итог Мандевиль и Мевель.

“12 июля 2013 года произошло величайшее медийное событие холодной войны”, – заявляет в блоге The International Herald Tribune журналистка Маша Гессен. Она имеет в виду встречу Эдварда Сноудена с группой россиян и горячий интерес журналистов к этому событию. “Жертв среди людей, кажется, не было, но толпа журналистов сломала эскалатор”, – замечает автор.

“На деле представителей подлинных правозащитных организаций типа Human Rights Watch было намного меньше, чем представителей агентств, которые аффилированы с Кремлем и существуют ради ведения пропагандистских атак”, – говорится в статье. Трудно вообразить другую ситуацию, где представители Human Rights Watch или Amnesty International согласились бы вращаться среди своих “эрзац-аналогов”, по выражению автора, а СМИ охотно поставили бы всех на одну доску.

Сноуден заявил на встрече, что осуждает слежку правительства США за американцами. “Естественно, ни у Сноудена, ни у дюжины людей, которые записывали его заявление под диктовку, не было повода упоминать, что Россия рутинно прослушивает телефоны российских граждан, ведет круглосуточную слежку за оппозиционерами и периодически публикует их съемки скрытой камерой в самых приватных местах”, – пишет Гессен.

Возвращаясь к истории Сноудена, журналистка пишет, что “российская машина пропаганды не извлекала столько выгоды с 1971 года, когда Анджелу Дэвис судили за убийство”.

В немецком издании Die Welt Жак Шустер пишет, что в России Сноудену не грозит вмешательство Вашингтона с применением силы, и предрекает ему “судьбу британского супершпиона Кима Филби, переправившегося в 1963 году в Советский Союз, где он и умер 25 лет спустя в полном одиночестве”.

Путин выступает в этой истории поборником свободы слова – он даже разрешил некоторым российским правозащитникам встретиться с бывшим сотрудником американских спецслужб в аэропорту Шереметьево, пишет Шустер, находя “довольно странным” поведение НКО, “подыгрывающих власти”. Еще с зимы 2011 года Кремль делает все возможное, чтобы заткнуть рот оппозиции. Путин силовыми методами подавил акции протеста, ужесточил закон о демонстрациях, принял закон об иностранных агентах и натравил своих прокуроров и налоговиков на российское отделение Amnesty International и “Мемориал”.

Журналист советует НКО и Сноудену не забывать о том, что “марионеток легче всего превратить в висельников: шнурки уже есть”. Автор этих слов Станислав Лем был не понаслышке знаком с тоталитарными режимами.

По мнению борцов за гражданские свободы и некоторых юристов, недавняя огласка методов слежки США – новая возможность для оспаривания их конституционности, пишет The Washington Post. В федеральные суды США уже подано как минимум пять исков, но выиграть подобное дело нелегко, предостерегает автор. “Обычно правительство яростно сопротивляется, ссылаясь на соображения национальной безопасности, а слежка настолько засекречена, что трудно доказать, за кем именно следили”. Предыдущий прецедент не обнадеживает. Когда в 2005 году стало известно, что администрация Буша прослушивала телефоны без решения суда, было подано около 70 исков, но в итоге почти все были отклонены.

“Есть одно принципиальное отличие от эры Буша. Теперь у нас есть бесспорные материальные улики того, что оспариваемые в суде действия на самом деле имеют место”, – сказал правовед Стивен Владек (юридическая школа American University). По его словам, растет вероятность того, что суд хотя бы примет иски к рассмотрению.

Даже если иски будут отклонены, противники слежки воспользуются ими, чтобы привлечь внимание общества к проблеме и, возможно, склонить правительство к каким-то изменениям или большей транспарентности, заключает газета.

Между тем в России “Web – новый враг Путина. Готовится новый гротескный закон”, сообщает Никола Ломбардоцци в газете La Repubblica.

“Блог, рассматриваемый как интернет-сайт, на котором высказывается свободное мнение по любым вопросам, стал новым врагом Кремля, – говорится в статье. – Путин лично отдал распоряжение о подготовке очередного закона, который бы ограничивал, цензурировал и контролировал все мнения, которые могут быть сочтены “опасными”. Враждебно настроенный к интернету, российский президент все еще следует ментальности бывшего сотрудника секретных служб и, как всегда, ищет путь, который выглядел бы легальным, но заставил замолчать все противоречащие ему голоса”.

“Новый закон, без сомнения, нанесет удар по блогу либеральной радиостанции “Эхо Москвы”, на котором высказывается десяток крайне воинственных независимых блоггеров, и по сайту престижной газеты “Коммерсант”, где имеется колонка для блоггеров. Новый закон, вероятно, потребовался для того, чтобы избавляться от мятежных блоггеров, таких как Алексей Навальный, которому грозит 6 лет тюрьмы, до того, как они станут слишком популярными”, – заключает Ломбардоцци.

Ни шпионаж в интернете, ни шпионаж одних держав за другими – далеко не новость, замечает в блоге The Washington Post журналистка Шейла Веллер. История Сноудена, по ее мнению, стала похожа на телесериал, который вначале прогремел, а затем сделался тягомотным. Автор также полагает, что утверждения Сноудена “больше походят на угрозы и даже на шантаж, чем на приглашение к разговору о хитростях правительства”.

Сегодня Сноуден превратился в скучающего и испуганного парня. “Ему предлагают труднодостижимое на практике убежище в южноамериканских странах, которые были бы рады унизить нас”. Путин наслаждается ситуацией, полагает Веллер, но, видимо, гадает: “Я когда-нибудь избавлюсь от этого типа?”.

Веллер собрала советы и рекомендации, которые дают Сноудену разные люди. Кроме серьезных замечаний, есть и курьезные предложения относительно побега из транзитной зоны. Астра Вудкрафт, находившаяся фактически в плену у сайентологов, советует Сноудену: “Не стесняйтесь прятаться в женском туалете – возможно, там вас станут искать в последнюю очередь”. Цирковая артистка Этрелла Берозини рекомендует уловку, которой пользовались ее коллеги в нацистской Германии: “Купить ученого медведя и яркий костюм. Когда ты ведешь на поводке медведя, никто не смотрит на твое лицо”.

По материалам InoPressa.ru
regional