Со смертью Бориса Березовского закончилась эпоха, пишет Марк Франкетти в газете La Stampa.
Франкетти рассказывает, что неоднократно встречался с Борисом Березовским в конце 1990-х, во времена, когда тот находился на вершине власти. «Человек с тесными связями с Кремлем и врожденным талантом к интригам. Его «клуб», размещавшийся в московском здании царской эпохи, походил на мини-Кремль. Этот бонвиван любил дорогие вина и компанию молодых и красивых женщин — они были его самой большой страстью наряду с политикой», — говорится в публикации.
«Привлекаемый в большей степени властью и интригами, чем богатством, Березовский упивался своим имиджем «серого кардинала» России. Однажды, когда я сидел рядом с ним в его «клубе», он поведал, что плетет интриги с целью смещения премьер-министра: он нацарапал его имя на клочке бумаги, будучи уверенным в том, что его многочисленные недруги нашпиговали его офис прослушивающими устройствами», — пишет автор статьи.
«Он любил власть и заговоры больше, чем деньги, — сказал его близкий друг. — Он не был предпринимателем, он был стратегом, его блестящий ум всегда бурлил идеями: одни удивляли, другие были безумными. Он любил быть в центре событий. Он предпочитал вести интеллектуальные беседы. Он любил людей, позволявших ему оттачивать его ментальные способности, но он не любил подхалимов».
Для Березовского политика и интриги были как наркотик, продолжает Франкетти. «Мы победили, — говорил Березовский после того, как президент Ельцин назначил в 1999 году преемником Владимира Путина. — Это самая лучшая страна в мире, и у нас самый лучший президент в мире». Но Путин стал самым большим просчетом в жизни экс-миллиардера. Когда Березовский впал в немилость, он отказался сделать шаг назад, ошибочно полагая, что достаточно могущественен, чтобы одержать верх над президентом. В 2000-м, оказавшись на грани ареста, Березовский бежал в Лондон, пишет автор статьи.
«В ссылке он оставался одержим российской политикой. Он не мог смириться с утратой влияния. Свержение Путина стало целью его жизни, поэтому он стал для Кремля врагом номер один. В прошлом году, когда я спросил о его финансовом положении, Березовский признался, что у него серьезные проблемы», — сообщает Франкетти. Это было еще до того, как он проиграл процесс против Романа Абрамовича. «Российское государство попыталось перекрыть все мои источники дохода. Оно мне создало кучу проблем», — сказал Березовский».
«После решения Лондонского суда он был в депрессии, редко покидал дом, не отвечал на телефонные звонки. Он отправлял лишь послания, — сказал один его близкий друг. — Я никогда не видел его в таком плохом состоянии. Он потерял все и чувствовал себя побежденным. Его смерть — это конец эпохи».