Новости мира

Беларуси грозит дефолт

Жители Беларуси проводят сутки в очередях за валютой. На межбанковском рынке курс доллара к белорусскому рублю на 40% превышает официальный. Нацбанк Беларуси прекратил продажу золотых и серебряных слитков за белорусские рубли. Местная экономика вернулась в середину 90-х годов, констатируют эксперты

В день траура возле станции метро “Октябрьская” в центре Минска выстроилась очередь из желающих возложить цветы и поставить свечи у места теракта. В десяти метрах другая очередь – в пункт обмена валюты. Люди здесь дежурят круглосуточно, ждут, пока кто-нибудь сдаст деньги хоть какого-нибудь государства. Здесь пользуются спросом латвийские латы и украинские гривны. С начала марта исчезли очереди даже в поликлиниках: все пенсионерки теперь дежурят у обменников, грустно шутят минчане.

Впервые с 90-х годов в Минске появились валютчики. Впрочем, они стараются не светиться, да и люди к ним не спешат: слишком высока вероятность нарваться на сотрудника милиции в штатском. Максимальное уголовное наказание за спекуляцию валютой в Беларуси составляет до пяти лет лишения свободы.

Возле обменников нарождается некое сообщество: ожидающие уже знают кассиров и друг друга в лицо, так как простаивают у обменного пункта по несколько дней подряд. У желающих сдать валюту стараются купить ее тут же, по повышенному курсу, в обход банка. У иностранцев, которых в Беларуси совсем немного, это вызывает удивление и растерянность, особенно когда люди в очереди начинают ссориться и даже драться за право купить доллары.

Причиной валютного кризиса стали слухи о скорой девальвации белорусского рубля, настоятельно рекомендуемой белорусским властям Международным валютным фондом. Но сейчас валютный кризис продолжается из-за отсутствия самой девальвации: предприятиям-экспортерам сложно конкурировать на мировых рынках, невозможно покупать сырье и комплектующие. Но белорусские власти категорически отказываются от девальвации и обещают выправить ситуацию, получив трехмиллиардный кредит от России.

Стабилизировать положение пока не удалось. В пятницу Национальный банк Беларуси (НББ) приостановил продажу драгоценных металлов в мерных слитках (золото, серебро, платина) за белорусские рубли. Отныне цена их продажи установлена только в долларах США. А вот обратный выкуп мерных слитков производится исключительно в белорусских рублях. В управлении информации НББ от комментариев по этому поводу отказались. Ничего не ответили в Нацбанке и на вопрос “Газеты.Ru” о том, почему банк не принимает напечатанные им же белорусские рубли – единственное законное платежное средство в стране.

31 марта правление Национального банка решило не применять дополнительные ограничительные меры в сфере валютного регулирования и валютного контроля сроком примерно на месяц, пока Россия не выдаст обещанный стабилизационный кредит, напоминает экономический обозреватель Антон Платов.
Официальный курс белорусского рубля не изменился и составляет 3052 рубля за доллар, говорит эксперт. “Однако на межбанковском рынке дело обстоит иначе. Банки сегодня предлагают юридическим лицам доллары по курсу, который на 40% превышает официальный. Сейчас наиболее востребованный курс на межбанковском рынке – 4300 рублей за доллар”, – продолжает Платов. По его словам, белорусская экономика вернулась в середину 90-х, к ситуации множественности обменных курсов. “Это катастрофа”, – резюмирует экономист.

Инфляция в Беларуси набирает обороты. Зарплаты исчисляются миллионами рублей, а на лежащие на асфальте купюры номиналом до тысячи белорусских рублей прохожие не обращают внимания. По официальным данным, по итогам I квартала инфляция составила 6,1%. Таким образом, за четыре неполных месяца инфляция достигла 7,8% при годовом прогнозе 7,5–8,5%.

В пятницу президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что видит связь между валютным кризисом, дефицитом продовольствия и терактом в метро. “Мы еще до президентских выборов предвидели, что нас будут давить, целенаправленно и методично дестабилизировать обстановку. Так оно и произошло: сначала на валютном рынке, потом на продовольственном рынке, а потом рвануло в метро. Целая цепь”, – отметил Лукашенко.

Президент Беларуси объясняет нехватку валюты в стране ростом мировых цен на сырье и энергоносители. “Нефть за последние несколько месяцев подорожала в два раза, что привело к удорожанию газа, значительно подскочили цены на металлы, другое сырье и ресурсы, которых в Белоруссии практически нет”, – заявил Александр Лукашенко.

Совсем недавно Лукашенко обвинял в валютном кризисе самих белорусов, которые активно скупали за рубежом подержанные иномарки. Действительно, за первые три месяца 2011 года в страну было ввезено столько же машин, сколько за весь предыдущий год. По словам главы Беларуси, в страну завезли автомобилей более чем на $1 млрд. . “Это не главный фактор, но и это фактор – один миллиард изъять из оборота”, – сказал Лукашенко.

“Мы же понимали, что люди побегут в банки, чтобы купить эти автомобили”, – заявил белорусский президент, добавив, что “и банкиры хороши”. “Если вы видите, что такая ситуация, зачем вы выдаете потребительские кредиты? А люди брали эти кредиты и шли покупать валюту!” – добавил он. Причина “автомобильного” ажиотажа в том, что ввозные пошлины на иномарки в Белfhecb в 2–10 раз ниже, чем в России. Разница будет ликвидирована 1 июля этого года, поэтому белорусы продолжают скупку авто.
Еще одна причина валютного кризиса в Беларуси состоит в том, что местные товары из-за высокой себестоимости и низкого качества не могут конкурировать на мировом рынке. При этом правительство запрещает предприятиям сокращать объемы неэффективного производства. В результате запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий Белоруссии на 1 апреля 2011 года составили $2,2 млрд, увеличившись на 33,9% ($560 млн) с начала года, сообщает Белстат. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства в марте-апреле составило 53,2%.

В частности, складские запасы пищевых продуктов составили 1726,4 млрд белорусских рублей, или 68% к среднемесячному производству. В производстве машин и оборудования – 1178,2 млрд (89%), в производстве транспортных средств и оборудования – 774,2 млрд (97,3%). Но самые большие запасы товаров в Беларуси отмечаются в текстильном и швейном производстве – 534,4 млрд (147,1%) и в производстве кожи, изделий из кожи, производстве обуви – 158,6 млрд белорусских рублей, или 165,7% к среднемесячному производству.

Народ, впрочем, эти миллиарды не успокаивают, и он продолжает тереться в очередях к обменникам и мести крупу и масло с полок продовольственных магазинов.

По материалам: gazeta.ru
Anna