После убийства другого бывшего российского разведчика Александра Литвиненко никаких жестких ответных действий, которые могли бы напугать Кремль, так и не было.
Оправдывать нежелание эффективно поддерживать Украину против агрессии РФ и обусловливать возможность свернуть такую поддержку медленными темпами украинских реформ – это трусость, жадность и глупость. Британские министры соревнуются в жестких заявлениях после отравления бывшего офицера российской разведки Сергея Скрипача и его дочери в центре Лондона. В Лондоне обещают соответствующие действия и привлечение виновных к ответственности. Но в Москве эти слова британских политиков могут вызвать разве что смех.
После убийства другого бывшего российского разведчика Александра Литвиненко никаких жестких ответных действий, которые могли бы напугать Кремль, так и не было. Непосредственный убийца Литвиненко Андрей Луговой сделал блестящую политическую карьеру, стал депутатом Государственной Думы России, был награжден новыми орденами.
Почему тот, кто совершил новое нападение в Лондоне, не должен быть вдохновлен этим примером? Почему российский президент Владимир Путин не должен считать, что и новое преступление сойдет ему с рук?
Каждый раз, когда Россия переходит очередную “красную линию” в своих отношениях с Западом – в Украине, Сирии или прямо в центре британской столицы – всегда находятся те, кто напоминает, что нельзя обострять отношения с Москвой, нельзя слить Путина, нельзя принимать решения, которые бьют по интересам западных экономик или по карману рядовых россиян, нельзя забывать, что Россия – ядерная держава, нельзя то, нельзя это …
И потому – даже когда совершается преступление в Лондоне и его жертвами оказываются десятки случайных свидетелей, жителей Великобритании, мы не видим никакой политической воли к действиям. А видим волю к заявлениям и очевидную надежду, что расследование будет долгим и до его окончания все забудут, когда и почему оно начиналось. Ну примерно, как в истории с Литвиненко.
Нечто похожее происходит и в ситуации с Украиной. Когда очередной западный политик начинает говорить, что наша страна должна проводить эффективные реформы, потому что рискует потерять поддержку, мне он кажется шизофреником.
Потому что если эту страну не поддержать и ее территориальную целостность не восстановить – завтра непосредственная опасность будет угрожать уже самому Западу. И нападение в Лондоне – хорошее подтверждение этому утверждению.
Поэтому не нужно оправдывать нежелание эффективно поддерживать Украину и возможность свернуть такую поддержку медленными темпами украинских реформ. Это просто трусость, жадность и глупость – какими бы благородными словами не прикрывались те, кто связывает противостояние России и “усталость” от Украины.
Хочу напомнить несколько простых фактов. Польша, за которую в 1939 году вступились демократические Великобритания и Франция, демократической страной тогда не была. Латвия, Литва и Эстония, независимость которых многие страны Запада признавали и после оккупации Советским Союзом в 1940 году, демократическими странами не были. Эфиопия, оккупация которой привела к исключению Италии из Лиги Наций, демократическим государством не была ни до, ни после оккупации. Кувейт, который был оккупирован Ираком, был далек от демократии.
Но цивилизованный мир защищал в первую очередь право и собственной безопасности. До 1939 года он переболел “мюнхенским синдромом”, позорной и наивной верой в то, что можно предотвратить войну компромиссами с агрессором.
А сейчас, похоже, заболел снова.