В отличие от политиков из либеральной интеллигенции, Путин умеет создать имидж, пленяющий малоимущих россиян старшего поколения. Возможно, он перейдет от клептократии к популистской автаркии. Россия станет еще более агрессивной и непредсказуемой.
“Шовинистическое хвастовство Владимира Путина какое-то время вуалировало хрупкость его режима – по крайней мере, в глазах некоторых людей, – высказывает свое мнение в The Financial Times депутат канадского парламента Кристия Фриленд, в прошлом глава московского корпункта FT. – Теперь же трещины стали заметны”.
Как пишет Фриленд, Путин пришел к власти благодаря обещанию, что “возможно править как Иосиф Сталин, но жить как Роман Абрамович”.
“Ястребы”, которые сравнивают путинскую Россию со сталинским СССР, не учитывают циничный характер нынешнего режима, говорится в статье.
Фриленд считает: апелляция Путина к русскому национализму – лишь популистская “упаковка” для системы, которую оппонент Путина Михаил Касьянов называет “капитализм для друзей”.
Советские руководители одевались плохо, но построили систему, которая при всех ее пороках была в целом самодостаточной. “Капиталисты, приятели Путина, напротив, разбогатели, но на разграблении природных ресурсов России и займах, взятых под эти трофеи при содействии сговорчивых западных банкиров. Двойная ударная волна – западные санкции и снижение цен на нефть – затормозили эту систему”, – говорится в статье.
Теперь российским клептократам и высшему среднему классу стало ясно, насколько шатки основы их богатства. По мнению Фриленд, тот факт, что эта группа превращает активы в наличные деньги, – одна из причин столь резкого обвала рубля.
“Капитализм для друзей” дает тебе лишь ненадежных союзников, заключает автор. “Но их бегство не означает, что у Путина вырваны последние когти. Он нравится клептократам не в последнюю очередь потому, что умеет (в отличие от политиков из либеральной интеллигенции) создать имидж, пленяющий малоимущих россиян старшего поколения, а также тех, кто живет не в больших городах”, – говорится в статье.
Возможно, Путин попытается перейти от клептократии к популистской автаркии, считает Фриленд. В краткосрочной перспективе Россия может стать еще более агрессивной и непредсказуемой.
Фриленд советует при переговорах с Россией представителям Запада помнить, что перед ними вовсе не крепнущая, внутренне сплоченная мировая держава, а разобщенная страна в упадке, похожая на загнивающий СССР 1980-х.