Возможный организатор теракта в аэропорту имени Ататюрка - чеченский джихадист по кличке Однорукий, а исполнители - граждане России, Узбекистана и Киргизии.
Турецким спецслужбам, которые фокусировались на курдах и арабах, теперь придется искать радикалов в общинах выходцев с Кавказа и из Центральной Азии, пишут СМИ. Чеченская угроза может ускорить восстановление турецко-российских отношений.
Личности трех террористов-смертников, устроивших во вторник теракт в стамбульском аэропорту Ататюрк (44 убитых, более 230 раненых), идентифицированы: ими оказались граждане России, Узбекистана и Киргизии, сообщают турецкие СМИ со ссылкой на правительственные источники, передает Neue Zuercher Zeitung. Террорист из России предположительно являлся уроженцем либо Дагестана, либо Чечни. Кроме того, чеченца по имени Ахмед Чатаев называют организатором теракта.
“Причастность к теракту северокавказского подполья не должна удивлять, – комментирует обозреватель Даниэль Вехлин: – многие российские исламисты уже давно клянутся в верности “Исламскому государству” (организация запрещена в РФ. – Прим. ред.) и переносят свою борьбу из России на Ближний Восток”. В последние годы российские спецслужбы нанесли серьезный удар по террористам с Северного Кавказа, их организационная структура практически распалась. К тому же небезосновательны слухи, будто перед Олимпиадой в Сочи Москва по соображениям безопасности даже поощряла выезд боевиков из РФ. По данным ФСБ, на Ближнем Востоке воюют минимум 2,9 тыс. российских граждан.
Расследование International Crisis Group показало, что многие российские салафиты, в том числе и не готовые к применению силы, эмигрируют из России в Турцию, где они могут более свободно исповедовать свою религию. При этом они часто живут в закрытых консервативных диаспорах, где ИГИЛ активно ведет вербовку, пишет Вехлин.
Поначалу власти России, Киргизии и Узбекистана не хотели комментировать информацию о возможной причастности их граждан. “В пяти бывших среднеазиатских республиках Советского Союза предпочитают демонстрировать стабильность, хотя эти страны не свободны от экстремизма и терроризма”, – говорится в статье. Вехлин подчеркивает, что “выходцы из Центральной Азии становятся радикальными скорее за границей, чем у себя дома”.
“Как утверждается, возможный организатор теракта в стамбульском аэропорту имени Ататюрка – моложавый чеченский джихадист по кличке Однорукий”, – пишет The Times. В прошлом году США объявили этого человека, Ахмеда Чатаева, в розыск за принадлежность к “Исламскому государству”: считается, что Чатаев – командир батальона “Ярмук”, одной из трех бригад ИГИЛ, целиком состоящих из чеченских боевиков”.
По утверждениям турецкой прессы, одним из террористов-смертников, которые во вторник совершили атаку в Стамбуле, был чеченец Осман Вадинов.
Газета рассказывает о Чатаеве. По некоторым сведениям, в начале 2000-х он участвовал во второй чеченской войне. “Он был арестован, но бежал, а затем добрался до Австрии и в 2003 году попросил статус беженца. В некоторых сообщениях говорится, что он утверждал, будто бы после пыток в СИЗО ему ампутировали то ли правую руку, то ли кисть правой руки. Другие говорят, что он потерял конечность в бою”, – передают корреспонденты.
Источники в российских спецслужбах сказали, что спустя пять лет Чатаев был арестован в Швеции, когда вел машину, в которой лежали автоматы Калашникова, взрывчатка и боеприпасы. По их сведениям, он отсидел год в тюрьме.
В 2012 году Чатаева арестовали в Грузии по подозрению в причастности к вооруженным столкновениям с грузинской армией. Суд Тбилиси оправдал его.
“Вскоре после этого он пробрался в Сирию и снялся там в серии “вербовочных” роликов ИГИЛ”, – говорится в статье.
В четверг турецкие власти арестовали 22 предполагаемых члена ИГИЛ, среди которых, возможно, три иностранца.
Атака в Стамбуле демонстрирует опасное новое лицо “Исламского государства”, полагают журналисты Foreign Policy Элиас Гролл, Дэн Де Люс и Рейд Стендиш. Тактика трех террористов, которые напали на стамбульский аэропорт, была уже знакомой: она применялась в Париже и Брюсселе. Необычно гражданство исполнителей теракта – Россия, Узбекистан и Киргизия.
В том, что выходцы из Центральной Азии воюют в Сирии или Ираке в рядах “Исламского государства” и “Джабхат ан -Нусры” (обе организации запрещены в РФ. – Прим. ред.), нет ничего из ряда вон выходящего, говорит аналитик Сет Джонс (Rand Corp). Новость в том, что они оказались “наконечником копья” при совершении атак в Турции.
Это обстоятельство – новый вызов для безопасности Турции, говорится в статье. Там много мигрантов из бывших республик СССР, и боевики могут раствориться в их тесно спаянных общинах. Турецким спецслужбам, которые фокусировались на угрозе со стороны курдов и арабов, теперь придется искать радикалов, которые скрываются в общинах выходцев с Кавказа и из Центральной Азии.
До сих пор остается неясным, действительно ли высшее руководство ИГИЛ направило этих террористов в Турцию. Но если эффект, вызванный стамбульским кровопролитием, убедит командиров группировки использовать русскоязычные кадры для совершения новых терактов, значит, экстремисты отрядят некоторых лучших бойцов для совершения терактов за рубежом, считают авторы статьи.
Отставной сотрудник ЦРУ Патрик Скиннер отмечает: в бывших советских республиках существует воинская повинность, так что ИГИЛ не приходится обучать выходцев из этих стран с нуля. Более того, в регионе полно оружия, и местные жители “имеют дело с “АК-47″ всю жизнь”.
Кремль, а также автократические и секулярные правительства стран Центральной Азии придают большое значение угрозе радикального ислама, но, по мнению экспертов, жесткая тактика правительств центральноазиатских стран лишь поощряет радикализацию. По некоторым сведениям, власти Таджикистана принудили 13 тыс. мужчин сбрить бороды, полиция запрещает торговлю мусульманскими платками, в 2015 году была запрещена единственная в Центральной Азии законная исламистская партия, говорится в статье.
В последние месяцы “Исламское государство”, со своей стороны, заполонило соцсети пропагандой на русском и узбекском языках, адресованной жителям Кавказа и Узбекистана, указывает эксперт Майкл Смит (Kronos Advisory).
“Сигнал был четкий: “Исламское государство” намерено мобилизовать своих членов из разных стран мира для атак на Западе, – сказал Смит. – Если террористы, виновные в атаке в Стамбуле, действительно состояли в ИГИЛ, по-видимому, их атака усилила этот сигнал”.
Правда, на данный момент неясно, действительно ли начинается целая волна атак с использованием выходцев из Центральной Азии, замечают журналисты.
Многие экстремисты из Центральной Азии, столкнувшись с репрессиями у себя на родине, перебрались в Ирак и Сирию, говорится в статье. Что касается Москвы, по некоторым сведениям, перед Олимпиадой 2014 года российские спецслужбы открыли границы для того, чтобы местные радикалы покинули Северный Кавказ. Однако начиная со второй половины 2014 года власти сократили отток и стали систематически отлавливать вербовщиков и сборщиков пожертвований, а также потенциальных боевиков.
По словам Скиннера, опытные боевики, которыми в Сирии и Ираке командовал этнический чеченец по кличке Абу Омар Аль-Шишани, редко совершали теракты в качестве смертников. Использование русскоязычных боевиков в Стамбуле может указывать на смену тактики ИГИЛ.
Возможно, взятие Фаллуджи и другие успехи сил при поддержке США побудили ИГИЛ “перенести поле боя в стамбульский аэропорт”, рассудил Скиннер.
“Итак, по мере того как ИГИЛ будет терять территории, ждите новых подобных атак”, – заключают авторы.
“Во вторник смертоносный теракт со стрельбой и взрывами, в ходе которого погибли не менее 43 человек, стал очередным проявлением войны, охватившей мусульманские республики на юге России более двух десятков лет назад, – утверждает Люк Хардинг в The Guardian. – Три террориста, ворвавшиеся в нижний терминал прибытия, приехали из России, Узбекистана и Кыргызстана”. Предполагаемого организатора теракта зовут Ахмед Чатаев, одного из террористов Осман Вадинов, оба – чеченцы, передает журналист.
В четверг главный повстанческий вебсайт kavkazcenter.com выразил сомнение, что террористы были действительно чеченцами, но признал, что джихадисты с Северного Кавказа активно действовали в Сирии.
Нынешние теракты последовали за периодом плохих отношений между Россией и Турцией, поводом для которых был сбитый в воздушном пространстве Турции российский военный самолет, напоминает автор статьи. На этой неделе Реджеп Тайип Эрдоган извинился за этот инцидент. “Общая угроза кровопролития со стороны связанных с Чечней исламистов может ускорить восстановление добрососедских отношений”, – полагает Хардинг.